credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Анн Бренон. Катарские женщины. Ч.4. Соседи катаров. 17. Благословение Добрых Дам. Рационализм

Рационализм и духовность

Зато мы можем быть уверены, что слово Совершенных мужчин, как и женщин, обладало силой – даже если нам следует оставить всякую надежду на то, что мы уловим какую-либо эмоциональную, чувственную конкретику их дискурса. Благодаря показаниям перед последними антикатарскими инквизиторами, намного более любопытными, чем их предшественники, можно получить живое и аргументированное представление о проповедях последних Добрых Людей. Но мы вернемся к этому в последней части данной книги. Дискурс Совершенных мужчин и женщин первой половины XIII века не должен был фундаментально отличаться от проповедей XIV столетия. Но точно знать мы не можем, разве что угадывать. Их прочтение Евангелий было основано на непосредственной логике и легко переводилось в конкретные термины. Так они завоевывали симпатии и приверженность интеллектуалов. В то время, как их евангельская жизнь, суровость их аскезы и морали, их безукоризненная честность, их справедливость, а затем их мужество перед лицом преследования злобного мира, привлекали к ним народ, называвший их Boni Homines, Probi Homines, Люди Честных Правил, Добрые Мужчины – или Добрые Дамы.

В качестве первого аргумента своего дискурса они демонстрировали то, что именно они являются истинной Церковью Христовой, в противоположность узурпаторской Церкви Римской. Ведь именно Добрые Люди ведут примерную евангельскую жизнь, которая выглядит вопиющим контрастом по сравнению с обычаями католического клира. Затем они имели обыкновение высмеивать, и без сомнения, с большим юмором (несколько очаровательных примеров я приберегу под конец этой книги – я вам обещаю!) предрассудки Церкви Римской. Они высмеивали культ святых, абсолютно неправдоподобные таинства, фольклорные обычаи украшать себя священническими одеждами, распевать во всю глотку канонические песни, а также верить, что таким образом Бог будет лучше слышать их. Они высмеивали нелепую веру в чудеса и другие божественные вмешательства в этот мир… Добрые Люди открыто критиковали непомерные расходы на строительство церквей из камня. Ведь эти расходы должен был нести на себе христианский народ. Они не менее живо упрекали этих лживых клириков в том, что те живут в свое удовольствие за счет верных.

Иногда они позволяли себе слишком резкие высказывания. Мы уже видели, как злосчастные слова некоторых Совершенных Женщин по поводу беременности Аймерссенды Вигуйе настроили ее против их Церкви. Здесь им явно не хватило такта! Точно так же Совершенный Раймон Грос совершил элементарную психологическую ошибку, когда стал упрекать даму Ирланду де Вилльель, жену рыцаря де Монтескье, за то, что она желала отнести в церковь восковую свечу на вигилию храмового праздника Рокевилль, говоря ей, что, мол, «лучше бы она зажгла эту свечу у себя дома». А ведь дама Ирланда, явно воспитанная в католической вере сельского извода, начала понемногу интересоваться Церковью Добрых Людей, благодаря усилиям ее свекрови, дамы Авы, которая проделала с ней уже значительную работу. Неудачная реплика Совершенного, недостаточно обоснованная, оскорбила религиозные чувства молодой женщины, разрушив результаты кропотливого труда старой верующей.

«По большому настоянию моей свекрови Авы, - рассказывает Ирланда своему исповеднику/инквизитору, - в течение двух дней я верила, что еретики – это Добрые Люди и истинные Друзья Божьи, но это продолжалось недолго, пока я не услышала эти слова от Раймона Гроса… и по этой причине перестала так верить. Я больше не виделась с еретиками и никогда больше им не поклонялась, несмотря на постоянные просьбы моей свекрови» [1].

Разумеется, в основном такой тип аргументации со стороны катарских проповедников попадал в цель. Чувство здравого смысла, ироническая полуулыбка их рационализма и даже хохот, раздававшийся после откровенных шуток, привлекали к ним народ. Зачем обращаться с молитвами к статуе Девы в часовнях, хотя все знают, что это – всего лишь камень, обработанный человеческими руками? Зачем поклоняться распятию? Если б вашего отца повесили на виселице, почитали бы вы тогда орудие его страданий? Если бы благой Бог был ответственен за дела этого мира, то Он не лечил бы время от времени болезни чудесными исцелениями: Он бы не придумывал никаких болезней и не позволял им развиваться…

Совершенные смогли достичь весьма удивительной вещи: внедрить и популяризировать в общественное сознание абсолютно абстрактную систему христианской религиозности, можно сказать, интеллектуальную конструкцию. Это значит, что они не прибегали при этом к средствам изображения и символизма, обходясь без всяких материальных объектов, способных придать вере облик. Ни креста, ни голубки, ни храма, ни церкви, ни фигуры бородатого Отца, ни священнических одежд, ни литургических песнопений. Религиозная идея, основанная только на Слове, лишенная всякого смятения чувств, зиждущаяся на утаенных жестах, на сути. Их иррационализм – поскольку всякая религия является по определению иррациональным конструктом - выражался в рациональных терминах и оказывался разумным. И в то же время полностью спиритуальным.

Они утешали, они несли надежду. На страх вечного проклятия, охвативший легковерный народ за многие столетия, когда христианство стало инструментом доминирования, они отвечали улыбками и доказательствами: Бог благ, от Него не может происходить никакого зла, Он не может желать вечной смерти никому из Своих детей. К каждому, за исключением редких ошибок, сообщенных инквизиторам Эймерссендой или Ирландой, к каждому они обращались на его языке, теми словами, которые люди воспринимали. Обращаясь к ученым клирикам, они использовали схоластические аргументы универсальных категорий (универсальные категории признаков Добра – вечность, истина, ясность и т.д. в целом противостоят признакам зла – время, ложь, тьма и т.д.). Обращаясь к бедному крестьянину, они заявляли, что Бог никогда не устанавливал десятины и всякий должен жить плодами своих трудов. Но все они проповедовали Евангелие, и проповедовали своим примером, что даже здесь, в этом мире, сумма зла может быть сведена до минимума, благодаря действиям людей доброй воли. Тех, кто понял, что их настоящей свободой является делать добро и желать его.

Женщины с легкостью вписались в эту спиритуальность холодного света. Среди золотых роз и под высокими сводами Церкви Римской они всегда испытывали трепет и немного отступали назад, будучи отделенными от этого великолепия. Но теперь верующие-женщины видели в Совершенной, которая говорила с ними безыскусно и нелукаво, отражение образа их собственного Спасения. И Совершенная говорила им, что она получила власть спасать души, отдавшись Богу и Добру.

Смерть Совершенной

Раймон из Венеркю, адвокат из Водрейюль, в Лаурагэ, прекрасно знал своих соседей, сеньоров и рыцарей Гийома Бернарда, называемого Санчо, и его брата Пьера Ригода. Именно они скакали одним прекрасным днем 1228 года по большой дороге, сопровождая своего друга Пагана де Лабесед, который решил стать Совершенным. Раймон из Венеркю рассказывает инквизитору, что у этих рыцарей были две сестры Совершенные, Кондорс и Энглезия, и что они жили в их доме, в замке Водрейюль[2].

«И Совершенная Кондорс умерла в их доме. Я был там, когда она умирала, по просьбе Пьера Ригода. И означенная Кондорс произносила тогда молитву еретиков, а именно «Adoremus Patrem, et Filium, et Spiritum Sanctum» [3]. И так она умерла. В Водрейюль, в доме своих братьев».





[1] Показания дамы Ирланды де Вилльель в Ms. 609, f 108 а

[2] Имя Энглезия означает просто Англичанка, подобно имени Ирланда.

[3] Поклонимся Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Tags: Анн Бренон книги, Анн Бренон. Катарские женщины, Катары катаризм
Subscribe

  • В ожидании. Пятидесятница

    «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, … (вы) говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в…

  • Праздник ли Вознесение?

    «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас…

  • О Воскресении

    «…и сказали: «Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха». Однако они не убили его и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments