credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Что такое "воистину воскрес"

Ангелы сказали женщинам: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес…» (Лук.24:5,6)

Эти слова, сказанные в гробнице, кажутся странными. Живые женщины пришли почтить память мертвого, а некто называет их – ходящих по земле, дышащих, едящих и пьющих – мертвыми, а лежащего уже второй день в гробу – живым.

И по этому поводу я вспоминаю совсем другой разговор. В 1293 году Пейре Отье – тогда еще не Старший маленькой группы Добрых Христиан, а обычный гражданский нотариус на службе графа Роже Берната III де Фуа – прогуливался в районе Эн Кастель за стенами города Акса. Ему сопутствовал его зять, нотариус из Лордата (и по совместительству врач) Арнот Тиссейр. Этот человек был женат на дочери Пейре, Гильельме. Молодая женщина и стала причиной встречи, прогулки и беседы. Нотариус из Акса потребовал от нотариуса из Лордата отчет, почему тот «сурово и жестоко» обходится со своей молодой женой. Но это только начало разговора. Когда семейный вопрос был улажен (стороны сошлись на том, что мужья должны быть терпеливыми, но и жены не должны слишком сильно испытывать их терпение), собеседники перешли к более высоким материям. Пейре Отье выдвигает перед Тиссейром один из наиболее тонких и классических «софизмов» катарской экзегезы Нового Завета:

«Арнот, вот что сказано в Евангелии от святого Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто начало быть…(Sine ipso factum est nihil)» (Иоан.1:1-3).

           Арнот Тиссейр – по крайней мере, он пытается убедить в этом допрашивающего его инквизитора – попытался объяснить эту цитату с католической точки зрения. Дескать, Бог создал все вещи, и ничто не создано без Него. Нотариус и врач Лордата даже процитировал в подтверждение этого тезиса Деяния апостолов (Деян. 14, 15): «Бог сотворил небо и землю, и море и всё, что в них».

Однако Пейре Отье разворачивает перед Арнотом катарское, «дуалистическое» прочтение Пролога от Иоанна. Латинское слово «nihil» имеет двойной смысл. Оно означает как ничто, так и небытие. Таким образом, катарская интерпретация является следующей: «Все Бытие через Него стало быть, а без Него небытие стало быть». Таким образом, Добрые Люди считали (и Пейре Отье демонстрирует здесь хорошую осведомленность с теологическими трактатами катаров), что существует некий другой творец, породивший «небытие». И это небытие есть этот, видимый и преходящий, мир.

«Он [Пейре Отье] сказал мне, что эти слова не означают того, что сказал я, но означают, что всё чрез Него стало быть, а также, что всё без Него стало быть… Он сказал мне, что смысл этого отрывка был следующим: «без Него стало быть ничто», то есть, «все вещи без Него стали быть».

Это очень старинная экзегеза, фундамент раннего христианства. Достаточно вспомнить хотя бы цитаты из Иоанна (12:31; 14:30; 16:11), где дьявол назван «князем мира сего». Согласно теологии катаров, латинское слово «всё» (omnia) – категория универсальная. А посему есть всё, созданное Богом, и «omnia male» – универсальная категория зла. Не течет из одного источника сладкая и горькая вода, и царство, разделенное в себе, падет. А потому универсальные категории добра и зла имеют разное происхождение и природу. «Всё, что было в Нем, было жизнью» - говорит Пролог от Иоанна (1:4). Это новая земля и новое небо, о которых говорят Исайя (65:17) и Откровение (21:1). Эта omnia – вещи благие и непреходящие, вечные, это жизнь.

А что же тогда этот мир? О нем сказано у Екклесиаста: «Суета сует и всё суета». Можно ли говорить о Божьем творении, что оно – суета? Подобно находим множество указаний на то, что этот мир во зле лежит, и кто ищет дружбы с этим миром – враждует с Богом. В этом мире царствует грех и смерть. В нем по-настоящему никто не живет. Всё, что создало злое начало, что «без Него начало быть», есть nihilне-Бытие. А, следовательно, вещи преходящие, подверженные греху, Бытия не имеют. Они только существуют. Возникают, чтобы неукоснительно двигаться к своему концу, к небытию. И тела земные – не исключение. Женщины, пришедшие со своими притираниями ко гробу, мертвы, ибо подвержены смерти. А Господь Наш Иисус Христос, в Царствии Отца Своего – жив.

А что же души Божьи? Они родом из Царствия, из истинного Бытия. Они были захвачены в этот мир зла, облеклись в плащи смертной плоти. Но поскольку они родом из Царствия, они вечны, непреходящи. И души могут уповать на то, что и они воскреснут к вечной жизни. Этот мир зла рано или поздно, но вернется к своему полному Не-Существованию. Об этом говорит апостол Петр (2-е Петр.3:10): «тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.» Но те, кто ждет освобождения, кто готов следовать за Христом и апостолами Его, не должны бояться этого: «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет.3:13). Господь Наш показал нам пример, как совершить этот скачок из смерти в жизнь. Он сказал: «Встаньте, пойдем отсюда» (Иоанн 14:31), имея в виду – отриньте всякий грех, который приводит к смерти, возьмите на плечи крест добрых дел и следуйте за Мною.

И когда мы говорим: «Христос воскрес, воистину воскрес!», мы знаем, что и для нас возможно воскресение, и что двери небес еще не закрыты.

Tags: Воскресные размышления
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments