credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Анн Бренон. Катарские женщины. Ч.4. Соседи катаров. 17. Благословение Добрых Дам. Проповедь

Проповедь и обучение

Одной из самых трудных задач в изучении документов является «извлечение» правдоподобного восприятия еретического мироощущения, пространного, но верного чувства катарской духовности. В протоколах Инквизиции содержатся исповеди – признания, вырванные силой, с помощью морального или физического давления, у несчастных, которые видели, как их жизнь рушится. Потому они собирали все свои силы, ум и энергию, чтобы попытаться сохранить хотя бы надежду на выживание, шанс вырваться или спасти остатки имущества, клочок земли или дом, чтобы было что передать детям. Таким образом, они невнятно, наивно и упрямо пытались вначале отрицать очевидное, потом признавали его, но только в очень небольших пропорциях, отвергая всякую личную ответственность и переводя ее на соседа, умерших родителей, а позже на шурина, на жену, на мужа, все равно на кого. Что до еретиков, то всякий признак симпатии к ним тщательно и отчаянно замазывался, скрывался, затушевывался.

Инквизитор XIII века – хотя мы увидим, что далеко не всегда так было в начале XIV – впрочем, не слишком интересовался подробностями «еретических заблуждений», которые дающий показания слушал в проповедях или исповедовал. Ему достаточно было установить, совершал или не совершал человек, дающий показания, что-либо из каталога определенного перечня проступков, раскаивается ли он в своих ошибках и впал он или нет наново в свой грех, уже исповедовавшись в нем несколькими годами ранее предыдущему инквизитору. Формулировки, определяющие различные религиозные преступления, резюмирующие еретические проповеди и взгляды дающих показания, являются уже готовыми шаблонами, выписанными из «учебников Инквизиции». Их употребляли профессионалы, ведущие допрос. Иногда эти формулировки были простыми повторяющимися строками из нотариального формуляра, внесенные писарем в соответствующий реестр.

Систематически и почти механически повторяются описания церемоний, поцелуя мира, «поклонения» Совершенным. Память об их проповедях застыла в нескольких фразах, резюмирующих широко известные заблуждения:

«(Они говорили, что) крещение, брак и таинство на алтаре не значат ничего, что священная облатка – это всего лишь хлеб, что дела Божьи непреходящи, а человеческая плоть не воскреснет никогда…»

В этом контексте всякие отношения симпатии, духовные и эмоциональные связи между Совершенными и верующими, как мужчинами, так и женщинами, весьма трудно ощутимы. «Кровь и плоть» проповедей Добрых Людей, эмоциональность и блеск их слова мы можем вообразить себе только в свете нескольких теоретических текстов катарского происхождения, дошедших до нас, текстов, подчеркнем, подтверждающих формулировки Инквизиции. Из реестров могут быть восстановлены достаточно правдоподобно лишь костяк, основные черты дискурса катаров. И кроме того, несмотря на бдительность религиозных судей, некоторые жизненные черты иногда выскальзывают из страниц тяжелых реестров трибунала. Это тонкие, хрупкие, как паутинка подробности,.

Гийом дю Бускет, рыцарь из Лантарес, скорее всего, брат или родственник Гвиберта, друга Арноды де Ламот, часто приходил в дом семьи де Руэ в Тулузе во времена окситанской реконкисты в обществе уже знакомых нам лиц: рыцаря Раймона Эстев и его жены На Матеуз, Эксклармонды д‘Эн Ассалит, Ломбарды де Руэ. Старший сын Бернар де Ламот проповедовал для них однажды в 1226 или 1227 годах о том, как «любить Бога и служить Ему» [1].

Гийом Бернар, рыцарь из Водрейюль, достаточно подробно объясняет, как проповедовали Совершенные, которых он слушал у Арнода Кальдьера, в Лабесед, до 1232 года.

«Там были Пьер де Сен-Мишель из Ланес и его брат Понс, Пьер Катала и сам Арнод Кальдьер, хозяин дома, все рыцари, так же, как и Пьер Коррег и Гийом Раймон, общественные нотариусы castrum, c которыми я туда и пришел. И все они, кроме меня, поклонялись двум еретикам. А затем два нотариуса читали из книги, а означенные еретики объясняли то, что они читали…»[2].

Оказался ли Гийом Бернар в присутствии двоих Добрых Людей, которые - исключительный случай – не умели читать? Более правдоподобно, что чтение их книги, Книги Евангелий, третьими лицами с «нейтральной» репутацией, использовалось Совершенными как аргумент в поддержку истинности того, что они говорят. «Смотрите, что написано в Евангелии, сам ваш нотариус подтверждает, что мы этого не придумали. Господь Наш Иисус Христос в самом деле сказал: Царствие Мое не от мира сего (Ио. 18:36)». Разумеется, впоследствии они могли завоевать доверие для своей умелой экзегетики Писания, чтобы использовать цитаты из Слова Божия для логического и, конечно же, дуалистического развития рефлексии.

Совершенные женщины также проповедовали. Возможно, как и в случае с женщинами у вальденсов, Церковь посылала их преимущественно для евангелизации женской публики, поскольку именно им было легче проникнуть в лоно семьи. Кажется, на это указывает, как и в других показаниях, связь между приходом проповедниц в дом матери Арноды де Ламот в Монтобане и ее дальнейшей судьбой[3]. Как бы там ни было, даже во времена «золотого века» это не было общим правилом, и Совершенные женщины проповедовали для разнообразной публики. Верующие считали их Добрыми Христианками и друзьями Божьими в полном смысле этого слова.

Эрменгарда Бойе, одна из подростков-Совершенных из Ма-Сен-Пуэлль, вела, как и ее подруги, жизнь доброй катарской верующей после того, как брат Доминик примирил ее с католической верой около 1209 года. Она укрывала у себя в течении года, когда пришли времена преследования, двух Совершенных женщин: Риксенду и ее подругу, навещать которых, разумеется, ходил весь Ма-Сен-Пуэлль, и не с пустыми руками, а с провизией и подарками. Но обе Добрые Дамы были арестованы в ее доме, а она сама не избежала по крайней мере первого типа наказания перед тем, как бежать. Но в тот день, в мае 1245 года, она свидетельствовала перед судьей:

«Я верила, - говорила она – что эти еретички – Добрые Женщины, и что с их помощью можно спастись…»[4].

Дама Биверна Боляйран, из Авиньонет, также была близка к катарской Церкви. Когда ее сын заболел, двое Добрых Людей пришли за ним ухаживать, и жили у нее два дня и одну ночь. В 1230 году она принимала у себя двух Совершенных Женщин – Беренгеру из Сегревилль и ее подругу. По ее словам, она им не поклонялась, но слушала их проповеди и дала им поесть. Она добавила также, что впоследствии ее дочь Жиральда сама стала Совершенной, но без ее ведома, и после этого она ее больше не видела[5]. Гильельма Рибейр, сестра Понса Рибейр из Одарс, была у своего брата, когда тот укрывал Арноду де Ламот и ее подругу, Гильельму Сикарт (или Кайроль?) в 1242 году, незадолго до их ареста. Гильельма приходила приветствовать их коленопреклоненно и просить их благословения; а две Совершенных говорили ей, что у них есть большая власть спасать души[6]. Только отзвук сохранился у нас от проповеди Арноды де Ламот. Впрочем, возможно, что именно показания «обращенной» экс-Совершенной привели к инквизитору всю семью Рибейр…

Были ли Совершенные женщины также образованны, как и мужчины, так же, как и они, способны с легкостью обращаться с евангельской экзегетикой? Или же они обладали набором некоторых элементарных знаний, доказывающих то, что только их Церковь является истинной Церковью Христа и апостолов? Пьер Мажис, который, по-видимому, был каменщиком или плотником из региона Монтобан, имел обыкновение встречаться с вальденсами на площади родного города и слушать их проповеди. Он достаточно подробно описывает, в какой именно момент ему пришлось вступить в контакт с катарскими доктринами: когда он делал свою работу, то, как Пьер Сатурнен в Лаурак, жил в доме Совершенной. Возможно, именно для нее он и выполнял эту работу, он не уточняет. Во всяком случае, он столовался у этой дамы, и когда он там ел со своей бригадой, то она имела обыкновение приходить и говорить им доброе слово. Нам неизвестно, что именно она рассказывала рабочим, но Пьера Можиса она убедила, и он с того времени стал верить, что «еретики – это хорошие люди». Инквизитор осудил его на тройное паломничество в Пюй, Сен-Жиль и Сен-Сове[7].

Совершенные женщины проповедовали, благословляли, управляли «хосписами» и держали гостиницы. Они также обучали основам веры и катехизиса в своих домах девочек, которых они там воспитывали, послушниц или сирот. Арнода и Пейронна де Ламот, проходя послушничество в течение года в Виллемуре, до своего посвящения Арнодом Мериком, учились всему у Совершенной Понсии и ее подруг. Азалаис, жена Бернара из Тулузы, жительница Кастельнодари, в конце концов призналась инквизитору, что в юности она пять лет была Совершенной. Это ее тетя, Совершенная Гильельма, обучила ее в своем доме в Верден-Лаурагэ[8].

А вот чего тексты не позволяют нам знать с уверенностью, так это того, были ли среди многочисленных домов Совершенных женщин Лангедока во времена «золотого века» какие-либо дома, отличавшиеся большей или меньшей специализацией – например, для воспитания послушниц, для выполнения функций больницы/хосписа, обычной мастерской или даже постоялого двора. Кажется, что в доме Бланш де Лаурак в основном трапезовали – по крайней мере, когда туда являлась компания рыцарей. А в определенных домах в Сен-Мартен-Лаланд или Виллемур преимущественно занимались больными и умирающими. Послушницы же в Лаурак получали надлежащее обучение в доме Совершенной Бруниссенды[9]. Школа? Мастерская? Больница? Постоялый двор? Но обобщать было бы неосторожно.





[1] Показания Гийома де Бускет, из Пюжольс, возле Сен-Фой, Лантарес, в Ms. 609, f 213 b

[2] Показания Гийома Бернара, рыцаря из Водрейюль, см. стр. 189 и 195

[3] См. главу 1 этой книги, рассказ об Арноде де Ламот

[4] Показания Эрменгарды Бойэ в Ms. 609, f 20 b

[5] Показания Дамы Биверны Боляйран, из Авиньонет, в Ms. 609, f 137 b

[6] Показания Гильельмы Рибейр из Одарс в Ms. 609, f 203 а

[7] Приговор Пьеру Мажису в Doat 21, f 275 а

[8] Показания Азалаис, жены Бернара из Тулузы, в Ms. 609, f 253 b

[9] См. показания Бернара Мира Ассезат в гл. 13, Пьера де Корельяна в гл. 14, Раймонда Арруфата вгл 15 и Дульсии Фор из Вилленев-ля-Комталь в гл. 12 этой книги (Ms. 609, f 184 b

Tags: Анн Бренон книги, Анн Бренон. Катарские женщины, Катары катаризм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква Д

    Д Дама – В окситанской лирике XII-XIII веков этим словом называли благородную женщину , которая одновременно была вдохновительницей…

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква Г

    Г Гаратисты – Итальянские доминиканцы обозначали этим словом (« garatenses по латыни) в XIII веке членов катарской…

  • О посте у катаров

    О посте у катаров. В эти дни католики и православные переживают первую неделю Великого Поста. Для катарского клира - Добрых Людей – пост…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments