credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Анн Бренон. Катарские женщины. Ч.4. Соседи катаров. 16. Монахи за работой. Дома

Монахи за работой

Следуя своим правилам праведности и истины, совпадающими с предписаниями Святого Павла: «работайте своими руками, как мы заповедывали вам» (1Фесс.4:11) и «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фесс.3:10), каждый Совершенный и каждая Совершенная обязаны были трудиться. Никто не боялся унизиться. Совершенные Женщины бесконечно пряли. Сама Бланш де Лаурак, будучи Дамой дю Ма, не брезговала сидеть за прялкой. Иногда дома Совершенных Женщин становились прядильными мастерскими и даже специализировались на модных тенденциях, в то время, как дома Добрых Мужчин чаще всего были кожевенными и ткацкими мастерскими. Примером такого рода может служить дом диакона Сикарда де Фигейраса в Корде: бывшие рыцари, принимая обеты, учились ткать и в то же время слушали наставления диакона[1].

Работы с текстилем – прядильные, ткацкие, швейные – без сомнения, привлекали больше всего Добрых мужчин и Добрых дам во времена «золотого века»: дома Церкви, таким образом, представляли собой базовые производственные мастерские, а странствующие проповедники предпочитали розничную торговлю и распространение готовой продукции, которую они брали преимущественно в этих домах. Разумеется, репрессии и преследования нарушили эту экономическую деятельность, а подполье обрекло Добрых Христиан на более мобильные ремесла. Но уже до крестового похода можно было увидеть Совершенных, нанимающихся на сельскохозяйственные работы, занимающихся коммерцией, плотников.

Катарская Церковь накопила из труда своих членов, индивидуально живущих в бедности, определенный денежный капитал, который, прежде всего, использовался для благотворительных дел, а также для оплаты дорогостоящего труда изготовления книг Евангелия и Ритуалов, организации новых религиозных домов. Позже, во времена преследований, этой капитал служил деньгами для выживания, его использовали для оплаты проводников, эскорта, продовольствия. Такое сокровище – в банковском смысле этого слова - Тулузская Церковь собрала в Монсегюре, а потом предусмотрительно эвакуировала в Ломбардию перед трагическим концом осады 1244 года.

Жордан де Сайс, сеньор Камбиака, любовница которого, как мы помним, звалась Гильельмой Турнье и была родом из Тулузы, сказал инквизитору следующее:

«Еретики открыто жили в его владениях в Камбиаке, где они обрабатывали его земли, и они давали ему зерно, как обычно в качестве арендной платы.»

Как обычные арендаторы любого сеньора. На того же Жордана де Сайс работали и Совершенные женщины, потому что обе его возлюбленные из замка, Гильельма и Валенсия, также, как минимум, однажды получили задание передать через преданную верующую Осторгу де Розенжес десять фунтов льна для прятавшихся у нее двух Добрых Христианок, чтобы они его пряли. Даже во времена преследований Совершенные женщины не расставались с прялкой, легким и вполне транспортабельным орудием труда. Даже в лесной чаще они работали, чтобы искусностью своих рук оплатить преданность тех, кто защищал их жизнь. Потому работа Совершенных прях использовалась, и иногда даже чрезмерно.

Н’Эскогосса По из Сен-Полет, «Господин Сушеная Слива», с которой мы уже встречались, была знакома, на что, возможно, указывает ее прозвище, с работами на виноградниках. Разве не спешила она подрезать их с приходом февраля? У нее была сестра и двое братьев-еретиков – Тользана, Тользан и Этьен. Во времена крестового похода они все нанимались работать на виноградниках Гвиберта Альзю, этого монаха из Сорреза, использовавшего приорию Сен-Полет как убежище для подпольщиков. И там, на виноградниках храброго приора, Н’Эскогосса По могла видеть, как работают ее братья-Совершенные, а потом, стоя между рядами, делают перерыв на молитву. «Но я не молилась вместе с ними и тем более им не поклонялась», добавляет она для уха и пера инквизитора[2].

Две Совершенных прядут, сидя у порога в Ма-Сен-Пуэль. Двое Совершенных приступают к молитве между рядами виноградников, которые они подрезают. Образы родного катаризма…

Дома

И последний образ. Госберт Сикард, сеньор Коронд, возле Монтобана, был осужден в 1241 году инквизитором Тулузы Пьером Селльяном на ношение креста и паломничество в Константинополь. Он фактически признался, что на его земле был дом, «еретикованный женщинами еретичками». Это необычное выражение. Возможно, оно просто означает, что уже существовавший дом, принадлежавший дающему показания, а не специально построенный для этой цели, был, с его согласия, сделан пристанищем общины Совершенных женщин. Впрочем, они заплатили ему за аренду: «Они дали мне двадцать монет, поскольку я принял их на моих землях» - объясняет он инквизитору.

Этот дом не был освящен в католическом смысле этого слова. Слово «hereticata» не должно вводить нас в заблуждение. Согласно учению катаров, всякий предмет, всякое видимое тело, были созданием злого начала, и они не считали святым и культовым ни одно место. Их единственное таинство, consolament, могло уделяться как в каком-то определенном доме, так и в лесной чаще; они могли проповедовать в тавернах, на площадях и у соседского очага. Они молились на виноградниках, как и в доме своей общины.

Повседневная мирная жизнь шла своим ходом во владениях Госберта Сиккарда де Коронд. Дом, арендованный Совершенными женщинами, само собой, располагался поблизости дома владельца. Совершенные женщины множество раз дружески ходили за вином к его жене, а сам Госберт за их деньги пек им хлеб и покупал различные продукты. Причем это было уже во времена преследований и полуподполья. Соучастие семей мелкой знати здесь, как и в других местах, позволяло Церкви перевести дыхание и продолжать общинную жизнь.





[1] Показания Гийома д'Эльве в 23 томе Doat. F 209a- 210 a..

[2] Показания Эскогоссы По из Сен-Полет в Ms 609 de Toulouse, f 227 a. См. главу 15..

Tags: Анн Бренон книги, Анн Бренон. Катарские женщины, Катары катаризм
Subscribe

  • О посте у катаров

    О посте у катаров. В эти дни католики и православные переживают первую неделю Великого Поста. Для катарского клира - Добрых Людей – пост…

  • Об избиении невинных

    Все знают библейскую историю о том, как пришли к Ироду три мудреца с Востока и сказали ему: «Где должен родиться Царь Иудейский, о котором мы…

  • О бегстве в Египет

    О бегстве в Египет Прошло не так уж много времени после Рождества. Обычно земные матери в такие дни лежат в постели, наслаждаясь первыми минутами…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments