credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Раздел VI. Расколы. Продолжение


Откровение и апостолы [IV.2]

 

 По мнению Монеты, умеренные в целом считали, что Мария была обычной женщиной, но зачатой без участия мужского семени, «от женщины».[1] Однако он не сообщает никаких конкретных источников таких сведений, и дальнейшее развитие этой темы выглядит совершенно неясным. Якобы некогда те же умеренные считали, что тело Христа происходило от тела Святой Девы, но ни одно, ни другое тело не было из «плоти адамовой»; в то время как другие умеренные решительно утверждали, что Дева Мария имела телесных родителей, но Христос не принял от нее тела[2]. По мнению этих последних, тело Христово «вышло из (ex) тела Марии Девы, но не было зачато в (de) ее теле; взгляд этот, скорее всего, исходит из того, что они читают Мф 1,16 не как de qua natus, а как ex qua natus, согласно греческому».[3]

 

Чтобы оценить безосновательность таких интерпретаций, следует помнить, что с 1190 г. Interrogatio было принято в школе Конкореццо. А его текст очень точен: «Отец Мой послал предо Мною ангела, по имени Мария, чтобы принять Меня. Вошел через ухо и вышел назад через ухо» [4].

Эта школа также отождествляет Иоанна Крестителя с Илией, и считает его ангелом, посланным Отцом. Однако более распространен был взгляд, что Иоанн Креститель был послан Сатаной. «Даже болгары так считают», читаем мы в De heresі catharorum. Они сомневаются даже в Гаврииле, ангеле Благовещения[5].

Ансельм Александрийский подчеркивает, что согласно Назарию Мария Дева и св. Иоанн Евангелист не умирали. Но в этом веровании нет ничего оригинального[6].

Саккони, располагающий информацией получше, пишет:

«Назарий, когда был их епископом и преподобным старцем, говорил мне и троим другим, что Святая Дева была ангелом, и что Христос не принимал тела в человеческом естестве, но его естество было ангельским или небесным. Говорил, что перенял это заблуждение от епископа и Старшего Сына Церкви Болгарии 60 лет назад» [7].



[1] Монета, , op.cit., s.233.

[2] Ibid, s.233: «Другие, те, кто верит только в одно начало, считают, что Мария в самом деле была женщиной, рожденной от женщины без участия мужского семени… Некоторые из них считают, что родилась она от телесного отца и телесной матери. Однако эти не верят, что тело Христово было телом материальным, принятым от тела Святой Девы. Первые думают, что оно было материальным плодом тела Марии Девы, но ни ее тело, ни Его не были из плоти адамовой».

[3]Монета, op.cit., s.234.

[4]Ed. Dollinger, op.cit., p. 90. Мотив рождения через ухо фигурирует и в армянском Евангелии детства (V,9) и широко представлен в иконографии; потому его с трудом можно счесть неортодоксальным. Борст (Die Katharer, op.cit., p.163), Монета. р. 232, Саккони, р.76, подтверждают эту информацию.

[5]Петр Веронский, op.cit, p.322; Монета, р. 325.

[6]Ed. Dondaine, s. 311.

[7]Ed. Dondaine, р. 76. Автор пишет в 1250 году.

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments