credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Ч. III. Р. I. Имена катаризма 7

I.2.6. АЛЬБИГОЙЦЫ

           Этот термин, который до конца XIX столетия был обязательным для обозначения катаров во Франции, и даже в Европе, точно так же являлся частью терминологии земель языка ойль. Так утверждает Гийом Пьюлоранский: «событие, которое французы обычно называют альбигойским, имело место в провинции Нарбонна и епархиях Альби, Родеза, Кагора и Ажена».[1]

          

Появившись в 1181 году – во всяком случае в 1197 году он уже точно существовал[2], этот термин распространялся в среде цистерцианцев, и наконец, в связи с крестовым походом, с одной стороны, стал означать катаризм, и вообще ересь (в том числе и вальденство), а с другой – совокупность южных земель. Это слово, которое стало употребляться, без сомнения, из-за того, какое важное место занимал город Альби в биографии святого Бернара, а также по причине того факта, что в отличие от графа Тулузского, Тренкавели, виконты Альби, открыто благоволили к катаризму, исчезло из полемической литературы после трактата 1229 года и с появлением Инквизиции.

           Главная проблема, возникающая в связи с этим термином, состоит в том, идентичен ли он другому термину – Альбаненсы, означающему одну из ломбардских школ в классификации A, B и C. Действительно, в схематическом списке заблуждений, разделяемых тремя школами, составленном «Перегрином Присциеном» по случаю посмертного осуждения Армано Пунджилупо (умер в 1269 году), как и в Brevis Summula, термин альбигойцы употребляется там и тогда, где и когда ломбардские полемисты употребляют термин Альбаненсы [3].

           В этом трехстороннем разделении Альбаненсы противостоят Корреценсам и Байоленсам, то есть, людям, принадлежащим к школам Конкореццо и Баньоло. По причинам симметрии стали искать третий ломбардский город, от которого эта школа могла взять свое название. Конечно, среди них фигурировали и Альба, и Альбано, но ни одна из этих местностей не ассоциировалась у тех же авторов с Альбаненсами.

           Мы находим у Сальво Бурчи Альбануса, что может быть просто одноименным словом, но оно появляется во фразе Sed forte dicet Albanus, хотя выше in folio мы читаем Sed forte dicet Albanensis[4]. Очевидно, необходима была коррекция.

           Если учитывать тот факт, что для ломбардцев катары Юга Франции принадлежали к школе А (в то время, как собственно французы относились к школе В), то внимания заслуживает единственная фраза Джованни де Луджио (или автора труда Compendium ad instructionem rudium, присоединенного к Книге о двух началах): «истинные христиане, которые по праву называются Альбаненсами»[5].

           Если речь идет о наименовании, происходящем от названия местности или имени индивидуума, покрытых мраком забвения, то слова «по праву» (recto nomine) не имеют никакого смысла. Каково сходство между «истинными христианами» и «альбансами» или «альбанесами»? Но если Альбаненсы являются итальянской формой термина «альбигойцы», то, как не видеть истинных христиан в тех, кто заявляет о своем мученичестве в этой ужасной бойне?




[1] Ed. cit., p. 23.

[2] По поводу датировки и употребления термина см. C. Thouzellier, Heresie et heretiques, op. cit., pp. 223 и далее. Это исчерпывающее и окончательное исследование.

[3] Ricchini, op. cit., p. XXI, цитирует Muratori, Antiquitates Italicae medii aevi, t. V ; - Brevis summula, éd. Douais, op. cit., p. 121. А Донден полагает, что это, очевидно, коррекция термина Альбаненс ы (La hierarchie cathare d'Italie, I, op. cit., p. 302).

[4] Изд. Dollinger, op. cit., p. 59 ; - Изд. Ilarino da Milano, op. cit., p. 325.

[5] Изд. Dondaine, Le Liber, op. cit., p. 121 ; - Изд. Thouzellier, op. cit., p. 318.

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров, Катары катаризм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments