credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Раздел VI. Расколы. Продолжение


Падение и сотворение человека [III.3]

 

Завершив свое дело на протяжении первых пяти дней, Люцифер сотворил человека из глины. Согласно Interrogatio, он оживил мужчину с помощью ангела второго неба, а женщину с помощью ангела первого неба. Согласно De heresі catharorum, добрый ангел, посланный Богом, был насильно заключен в теле Сатанаилом: к этому событию относится притча о царе, который захотел сосчитаться с рабами своими (Мф. 18, 23 и далее). Люцифер – это тот раб, которому господин простил долг, когда тот обещал все отдать. Дух Адама – это второй раб, над которым первый не смилостивился, а чуть не удушил его (tenes suffocabat eum) и бросил в темницу.[1]


 

Согласно Саккони, дух этот уже несколько согрешил в небе, прежде чем постигла его такая судьба. Попав в тело, он стал Адамом, согрешил окончательно, и – как описывают это автор Interrogatio и Монета, в скандальных обстоятельствах:

 

“ Второго духа сатана заключил в теле женщины, созданном из вынутого из тела Адама ребра, пока тот спал, и грехом Адама стал телесный разврат. Змей приблизился к женщине и совершил с ней грех с помощью хвоста, и от этого соединения родился Каин, что доказывает отрывок из 1. Ио. 3, 12: «Каин, который был от лукавого». Женщина, привыкнув к разврату, приблизилась к Адаму, и показала ему, как он может с нею соединиться, и подговорила его к этому. А поскольку она ему это посоветовала, то он ее послушал, и это и было плодом древа познания добра и зла, что Моисей завуалированным способом представляет как запретный плод… [2].

 

Человеческое смешение [III.4]

 

Из предыдущего представления вытекает, что человеческое смешение состоит только из двух частей: духа и тела. В момент падения дух ничего не оставил в небе[3].

 

Свободная воля и происхожение зла [III.5]

 

Люцифер пал по своей свободной воле: в этом взгляды умеренных не отличаются от взглядов католиков – утверждает Монета.[4] Но если по поводу поведения обоих ангелов ничего не сказано конкретно, то факт, что они стали жертвами насилия, поскольку были усыплены, приписывает им только очень ограниченную ответственность. В конце концов, по мнению Петра Веронского, Бог попустил, чтобы они пали, говоря им, чтобы бдили, но если уснут, то Он им поможет. Именно эту помощь воспевает речь Симеона (Лк. 2, 29).[5]


Христология [
IV.1]

 

Иисус, второй и последний Сын Божий со времени отступничества старшего, не имел человеческой души в момент воплощения[6]. У него также не было человеческого тела, поскольку, согласно с самыми древними верованиями умеренных, его сверхъестественное, духовное тело, возникло под воздействием Духа Святого[7].

В 1190 Назарий, старый епископ Конкореццо, перенял от Старшего Сына и епископа Болгарии мнение, что Христос принял Свою природу от Девы, которая сама была ангелом. Природа эта не является человеческой, но божественной и ангельской. По крайней мере, это слыхал от него Саккони.[8] Однако, согласно Монете, который лично переписал De heresі catharorum, “некоторые катары из Болгарии верят, что Мария была оящей женщиной, а Сын Божий взял от нее человеческое тело, вместе со всеми его свойствами, что Он на самом деле был распят в этом теле, что воскрес в этом теле, но не вступил в нем в небеса, поскольку распрощался с ним после Вознесения».[9] Принимая во внимание то, что в Interrogatio Христос говорит: «Отец Мой послал предо Мною, чрез посредство Духа Святого, ангела, чтобы тот принял Меня; то была Моя мать, Мария»[10], это достаточно интересный взгляд.

Назарий не верил также, что Христос творил физические чудеса.[11] Согласно Монете, как раз наоборот – умеренные верят в то, что Он их совершал[12].

Кроме этого, самые древние тексты – Manifestatio  и De heresi catharorum – ничего или очень мало говорят о христологии умеренных.

 



[1]De heresі catharorum , op.cit., p. 310; - Монета, р. 112.

[2]Монета, р. 111..

[3]Петр Веронский, op.cit, p.326: de corporibus in celo prostratis nihil credunt.

[4] Монета, р. 110: Asserunt etiam quod peccatum ab eo habuit initium per liberum arbitrium, sicut et non credimus.

[5]Петр Веронский, р. 325-326.

[6]Саккони, ed. Dondaine, р. 76.

[7]Монета, , op.cit., s.247-248: - Ансельм Александрийский, op.cit., р. 310.

[8]Саккони, ed. Dondaine, р. 76.

[9]Монета, , op.cit., s.248- Ансельм Александрийский, op.cit., р. 312.

[10] Dollinger, op.cit., p.90.

[11]Ансельм Александрийский, op.cit., р. 311.

[12] Монета, , op.cit., s.219-220.

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments