credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Раздел VI. Расколы.


Раздел VI.

 

Расколы

 

Одной из основных проблем, возникающих в связи с катаризмом, является вопрос о доктринальных различиях. Проблему эту поставили в XIII веке итальянские католические ересиологи,[1]отличающие «тех, кто верит в два начала»[2],  от «тех, кто верит только в одно начало», а среди последних различали еще и тех, кто верит в пердсуществование душ, в благое происхождение Люцифера и его роль демиурга. Первых называли albanenses или albigenses, то есть А, вторых – катарами из Конкореццо (Concorezzo), то есть C, а третьих bagnolenses, то есть Б. Существовала даже табличка, представляющая характерные доктринальные ошибки А, Б и С.

 

В 1849 г. Карл Шмидт, во время написания своего несравненного труда, ввел разделение между «абсолютным» и «умеренным» дуализмом. Это разделение практикуется и до сих пор.

Долгое время существовало мнение, что вначале существовал умеренный дуализм, а дуализм абсолютный был развитием этой доктрины. Этот тезис, в общем, подтверждается  работами, посвященными «Слову пресвитера Козьмы» против болгарских богомилов. Его хронологическое первенство не вызывает сомнений (Х век); и основываясь на этом тезисе, утверждалось, что появлением абсолютного дуализма в Западной Европе следует считать вторую половину XII века, а, возможно, даже, связать его с миссией Никиты.

Однако, новые открытия и работы, позволяющие представить умеренный дуализм как новость на переломе XII-XIII веков, несколько изменили это мнение.

В 1250 году Райнерий Саккони писал в Summa de catharis: «Существует 16 катарских Церквей (…) Болгарская Церковь, Драговицкая Церковь. Все они происходят от двух последних.» Это, в общем, подтверждает традиционный тезис, особенно в свете того, что Болгария считается примкнувшей к лагерю С (умеренного), а Драговица к лагерю А (абсолютного). Но Саккони добавляет: «Первая часть (катаров) придерживается старинных взглядов, которые исповедовали все катары и альбанисты (albanenses) в 1200-1230 гг.» В Manifestacio (французская рукопись 495 Реймской библиотеки) краткое представление тезисов умеренных предварено фразой: «Появилась среди них недавно одна ересь…»[3] Но эта фраза есть не во всех вариантах рукописи.

Да и Саккони в 1250 году не так уж категоричен. Находясь в центре воображаемых битв и принадлежа в свое время к лагерю С, он так описывает бывших единомышленников:

 

Следует знать, что первая секта, секта катаров, делится на три лагеря, или три главные секты. Первая – это альбанисты, вторая – «конкористы» (Concorenses), а третья – баньоленсы (Baiolenses). Все они происходят из Ломбардии. Другие катары – из Прованса, Тосканы или Марке, не очень отличаются в своих взглядах от вышеперечисленных катаров, а только от некоторых из них. Все катары согласны в общих взглядах, но разнятся в деталях.[4]

 

            Саккони хранит молчание по поводу немецкой Церкви (несмотря на последник успехи Конрада Марбургского), Церкви Шампани (где 13 мая 1239 г. было сожжено в Монт Эмме 183 катара), фламандской Церкви (где в 1234 г было сожжено их 30), Леонской Церкви, с которой полемизировал Лука из Тюй, зато отмечает, что «альбаненсы» или альбигойцы едины в Церкви Южной Франции (Тулуза, Альби, Каркассон, Ажен), а также заселяют Верону и многие города Ломбардии. К этому следует добавить «также все заморские Церкви» (Восток).

             Баньоленсы есть в Мантуе, Брешии, Бергамо, в миланском княжестве (но не очень много), Романии. Ближе к ним стоят катары из марки Тревизо (которых нет в Вероне), Тосканы и долины Сполете. Французы, живущие в Вероне и Ломбардии – тоже баньоленсы. Еще вроде бы сюда относится Церковь Словении (Далмации), о котором Саккони не говорит ничего.

            Катары из лагеря Конкореццо распространены по территории всей Ломбардии. Ни одна Церковь полностью не согласна с их доктринами.

            Одним словом, из этого всего можно сделать вывод, что  только в первые годы XIII века стали говорить о доктринальных расколах[5], и что существовали они только в Италии. Религиозные споры были там так сильны, что появились даже специфические фракции: одна среди альбанистов (Джованни де Луджио), а другая – среди сторонников школы Конкореццо (Дидье).

            Но если даже верить сообщениям о том, что некоторые катарские авторы заходили так далеко, что не рекомендовали своим верным принимать таинства в другой Церкви (по крайней мере, в Италии, то все равно, вопросы космогонии и эсхатологии разделяющие одних и других, не были достаточными, чтобы подорвать единство катаризма как религии. Ни официальная Церковь, ни общественное мнение, ни светские власти никогда не рассматривали его иначе, как единый общественный и социальный феномен. Более, того, скорее всего, об этих теологических расхождениях большая часть верующих даже и не подозревала.



[1]Лангедокские полемисты вальденского происхождения. (Liber antiheresis, Liber contra Manicheos, Ermengaud) знали только альбигойство.

[2]Термин этот появляется впервые в 1177 г, в письме Раймонда V Тулузского.

[3] Ed. Dondaine, Durandop.cit, p. 70.

[4]Ed. Dondaine, op.cit, p. 64.

[5] Раскол в вопросе о послушании датируется ранее.

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква Г

    Г Гаратисты – Итальянские доминиканцы обозначали этим словом (« garatenses по латыни) в XIII веке членов катарской…

  • О посте у катаров

    О посте у катаров. В эти дни католики и православные переживают первую неделю Великого Поста. Для катарского клира - Добрых Людей – пост…

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква В

    В Вальденсы – Отвергнутые Церковью после того, как они пытались инициировать реигиозные реформы в Лионе, Лионские Бедняки или…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments