credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Раздел V. Эсхатология. Окончание


V.3. КОНЕЦ ВРЕМЕН И АПОКАТАСТАЗИС

 

V.3.1. Суд уже состоялся.

 

Но не стоит в конце времен ожидать Христа в его земном обличье, ведь Он сказал, что никогда уже не попадет в руки грешников, и глаза земные не узрят Его[1].

Не стоит также ожидать собственно суда. Судьба духов небесных предрешена – они одарены вечностью и истинным существованием. Бог не создал детей Своих для того, чтобы их погубить: «Получается, что Бог, создавая целый род людской, создал немногих для спасения, а многих для гибели!» [2] Это склонило Пьера Гарсиаса к заявлению, что он “ не признает такого Бога, который создал тысячи душ, из которых одна будет спасена, а остальные прокляты, и если бы такой творец попался бы ему в руки, то он разорвал бы его в клочья!»[3].

 

Бог сказал: «Я, Господь, призвал Тебя в правду» (Ис. 42,6) – а согласно св. Павлу, призвал тех, кого избрал, а которых призвал, очистил от греха[4].

Суд уже состоялся: «а неверующий уже осужден» (Ио.3,18) [5]

Возражения, что Христос отделит «благословенних Отца Своего», которые накормили Его, когда был голоден итд., от тех, которые поступали наоборот, были бессмысленны. Эти вторые – демоны. Голод Христа – это желание спасти души, а демонам, которые хотели не допустить Спасения, Он мешал.

Логически это было безупречно. Но в религии и на практике оставалась некоторая неопределенность, а Божье знание о будущем могло иметь некоторую свободу милосердия.

Потому существовала разница между «судом проклятия», который имел отношение к первичному падению, и который уже состоялся, и «судом разделения» (discretionis), о котором говорится в Мф. 24, 51 и 25,32:

 

Считают, что нет иного суда, кроме различения и разделения. Говорят, что началось оно с пришествия Христа, и будет то День, в котором Бог вознесен народ Свой из нынешнего состояния к лучшей жизни.[6].

 

V.3.2. Воскресение из мертвых.

 

В этот день погибшие овцы оставят свои прежние места проживания, чтобы вступить в небесные врата. Сияние их тогда удвоится[7].

К ним вернется первоначальное блаженство, как и тела славы; вернут они себе свои белые одежды, троны и короны[8], разве что они уже получили их раньше «в земле обетованной». Именно это называется в Новом Завете воскресением из мертвых. Св. Павел говорит: «а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» [9]

Однако не стоит придавать этим подробностям большее значение, чем они того заслуживают. Все из Святого Писания должно было сбыться. В конце концов, основой состояния счастья является небесное видение, «созерцание лика Божьего».

И это состояние будет одним для всех: «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13, 43). Все непосредственно познают Бога, согласно с Ио. 17,3: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Работники последнего часа получат ту же плату, что и те, кто прибыл первым (Мф. 20) [10]

Возможно, в небесной иерархии существует какая-то разница места. Одни будут пребывать подле Отца, другие – дальше (может, в этом состоит суть «суда разделения»?), но все будут одинаково одарены Божьей любовью.[11]

Следует здесь, в конце концов, добавить, что среди падших духов были и менее виновные, которые не попали в этот мир, а остались на нижних небесах, созерцаемых Исайей во время вознесения; эти само собой вернутся в небо.[12]

 

V.3.3. Конец света.

 

Нет иного ада, кроме этого мира, а этот мир является вечным в своем основании[13]. Однако, поскольку он получил от своего начало временной модус, то утратит эту вечность в конце времен, когда дурное дело творения обратится в ничто. «Небо и земля прейдут» в общей катастрофе, описание которой было взято из апокалипсиса синоптических Евангелий (напр. Мф. 13, 40) или Второго Послания св. Петра 3, 10: «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят».[14] «Море взбушуется, небо опустится, огонь сожжет море, море поглотит огонь».[15] Эта борьба стихий очень характерна для абсолютных, для которых конец света состоял в исчезновении первичных элементов, дел рук дьявола, и возвращении к первичному хаосу.[16]

После этого могут возникнуть условия, подобные тем, которые были до начала времен, когда злое начало стало готовиться к нападению.

 

Когда души вновь окажутся в небе, и после воскресения мертвых соединятся со своими телами и духами, и когда ангелы злого бога, оставшиеся, чтобы воевать, будут сброшены вниз, война начнется снова.[17].

 

Однако, когда в 1325 г. Жак Фурнье задает вопрос подозреваемому, верит ли он, что после суда “злое божество вновь сможет напасть на небеса, чтобы соблазнить добрых духов и увлечь их за собой», он получил ответ: «нет»[18].



[1]Jacques Fournier, op.cit., t. III, s.243: - Eckbert, op.cit., стр. 88 .

[2]Contra Manicheos, ed. Thouzellier, op.cit., s.325-326.

[3]Ed. Douais, op.cit. s. 100, 107, 108.  

[4]Contra Manicheos, ed. Thouzellier, op.cit., s.320, 327.

[5] Р. Саккони,, ed. Dondain, op.cit, p. 72; - Manifestation, ed. Dondaine, op.cit., s.271 ; - De heresi catharorum, ed.Dondain, op.cit., p.309.

[6]Монета, , op.cit., s.379.

[7]Jacques Fournier, op.cit., t. II, s.498.

[8] De heresi catharorum, ed.Dondain, op.cit., p.309.

[9] Traite anonyme, ed.Thouzellier, op.cit., p.112 ; - Brevis summula, ed. Douais, op.cit., p 119.

[10]Монета, , op.cit., s.384

[11]Jacques Fournier, op.cit., t. III, s.245.

[12]Id., ibid..

[13] Р. Саккони,, ed. Dondain, op.cit, p. 72; - Монета, , op.cit., s.381.

[14]Jacques Fournier, op.cit., t. II, s.411.

[15]Jacques Fournier, op.cit., t. III, s.244.

[16]Монета, , op.cit., s.382

[17]Salvo Burci, ed. Dollinger, op.cit, p. 58-59.

[18]Jacques Fournier, op.cit., t. III, s.245: Item interrogatus si audivit a dictus hereticus vel credidit quod premia bonorum spirituum vel pene malorum finem sint habiture, vel quod dues malus iterum habeat conari quod ingrediatur celum post iudicium, ut depiciat aliquos de boni spiritibus et secum abducat, respondit quod non.

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • О посте у катаров

    О посте у катаров. В эти дни католики и православные переживают первую неделю Великого Поста. Для катарского клира - Добрых Людей – пост…

  • Об избиении невинных

    Все знают библейскую историю о том, как пришли к Ироду три мудреца с Востока и сказали ему: «Где должен родиться Царь Иудейский, о котором мы…

  • О бегстве в Египет

    О бегстве в Египет Прошло не так уж много времени после Рождества. Обычно земные матери в такие дни лежат в постели, наслаждаясь первыми минутами…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments