credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Раздел V. Эсхатология. Продолжение


V.2. СПАСЕНИЕ

 

            Если только смерть окончательно освобождает душу, то условием такой «хорошей смерти» является духовное крещение. Состояние совершенства позволяет ей уже не принадлежать этому миру.

 

V.2.1. Духовный брак.

 

Дуновение Духа, полученное путем возложения рук тех, кто уже его имеет, имеет целью мистическое единение души, еще плененной в теле, с оставшимся в небесах духом, который одновременно сошел с небес во времена сошествия Духа Святого.

 

К этому единению относили отрывки из Нового Завета, где говорится о браке.[1] «Бог создал духовный брак, который осуществляется между душой и духом, когда душа соединяется с духом и наоборот, чтобы исполнять заповеди Божьи; чтобы они жили в согласии с ними и только их придерживались».[2]

Мы уже говорили о том, что этот дух, ожидающий в небесах каждую душу, ассоциировался также с Духом Святым :

 

«Путем возложения рук душа получает свой собственный дух, чтобы он руководил ею (regimen). Этот дух остался в небесах, когда душа согласилась пойти за дьяволом и была им обманута. Именно этот дух называют они Духом Святым, или «несломленным», поскольку он остался тверд и не поддался обману, и потому не может в этой жизни быть обманут дьяволом, когда хранит душу и руководит ею.[3].  

 

Существование “ангелов-хранителей» доказывалось Посланием к Евреям 1, 7 и 14 «Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов… Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?»[4]. Этот ангел-хранитель является «духом Христовым», о котором говорится в 1 Пет. 1, 11, Рим. 8, 26, но прежде всего в Рим. 8, 15: «Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!"», а также во всех словах Павла, где он говорит о духе и теле (Рим. 8, 3-9), и особенно Рим. 8,9: «если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его» [5].

Для Пьера Отье лишь тот брак является благим «когда душа наша соединяется с Богом, по своей доброй воле; это и есть таинство брака»[6], что также разъясняет его ученик Филипп де Талайрак:

 

Этот иной брак, установленный Сыном Божьим, - вещь хорошая и прочная (stabilitatis, литургический термин). Осуществляется он между душой и духом. Душа навсегда остается в теле человека, до самой смерти, а дух приходит и уходит (парафраза Ио 3, 8). Брак между душой и духом осуществляется тогда, когда согласны они меж собою в том, чтобы делать добро, и когда душа не хочет ничего, что было бы противно духу, а дух ничего противного душе, но оба они согласны в том, чтобы делать добро и жить в праведности и истине (парафраза Еф. 5, 9). Этот брак осуществляется только меж душой и духом добрых христиан. Если же речь идет о плохих верующих, то в их сердца может входить злой дух.[7]



[1]Монета, , op.cit., s.336. «Утверждают, что Апостол говорит о духовном браке тех, кто в Церкви»; - Ансельм Александрийский (ed. Dondaine, op.cit., s. 312) “Назарий и его сторонники, баньоленсы и альбаненсы разумеют все авторитетные цитаты в отношении брака в смысле духовном, и считают, что они относятся только к тем, кто в Церкви».

[2] Doat XXXIV f 100 r (1305).

[3]Brevis summula, ed. Douais, op.cit., s. 119.

[4] Монета, , op.cit., s.105.

[5] Монета, , op.cit., s.106.

[6]Jacques Fournier, op.cit., t. II, s.411.

[7]Jacques Fournier, op.cit., t. III, s.149-150. Верующие принадлежат к Церкви, но не входят в нее в собственном смысле этого слова, в них дух может входить и выходить. Дух совершенных «стабилен», но в случае падения он покидает грешника. Для утешенных, умерших в состоянии совершенства, единение является окончательным.

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments