credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Раздел V. Эсхатология. Продолжение


V.1.2 Воплощения и заслуги.

 

От первоначальной информации, которую доставляют нам полемисты, до XIV века, появляется мнение, что количество воплощений может быть ограничено: до семи, согласно некоторым рукописям Historia Albigensis Пьера-де-Во-де-Серней[1], от восьми до шестнадцати у Алана Лилльского[2], до семи или девяти, как поняли слушатели Пьера Отье в 1303 г.[3], девяти, согласно слушателям его брата Гийома[4]. Согласно мнению приходского священника из Монтайю (в то же время), «если среди девяти тел, в которые по очереди входит дух, не найдется тело доброго христианина или доброй христианки, то после выхода из девятого тела, этот дух является совсем погибшим, и не может больше совершить покаяния».[5]

 

Одновременно с самого начала и чаще говорится об отсутствии каких-либо ограничений количества воплощений: согласно некоторым рукописям Пьера-де-Во-де-Серней, согласно французской версии его работы XIII века, как и Manifestatio, на которую эта работа опирается, или согласно Сумме, приписываемой Петру Веронскому.[6]

В начале XIV века мы в основном встречаем и формальное подтверждение всеобщего спасения, и, как следствие этого, неограниченного количества путешетвий душ. Хотя, бывало, некоторые дающие показания говорили об ограничениях для преследователей:

 

«Души католиков (преследователей), когда оставляют свои тела, то идут в ад, чтобы никогда из него не выйти. Однако души тех, кто верит в них или в их секту (катаров), если не могут в момент смерти быть принятыми в их секту, то когда покидают тело, вселяются, если могут, в тело человека, а если нет, то в тела диких зверей, а иногда даже в тела жаб…»[7], “ и вселяются, таким образом, в разные тела, по очереди, пока не найдут кого-то из их секты»[8].  - «Души путешествуют от одного одеяния к другому, пока не попадут в «красивое одеяние», то есть в тело мужчины или женщины, «устремленных к Добру»[9].  Души переселяются из одного тела в другое до той поры, пока не покаются за грех, который совершили в небесах».[10]

 

По сути, «мир не придет к своему концу, пока все души и духи, созданные Отцом Небесным, в небесах, те, которые согрешили там и пали, не смогут вселиться в тела, в которых станут добрыми христианами» [11].

Альбигойство очень настаивало на вечность созданных Богом существ, потому иногда кажется странным, что эта доктрина не всегда выглядит обязательной. Но возможно, это противоречие происходит от двойственности обучения. Может быть, на первом этапе, когда имели дело с людьми необразованными или послушниками, которые должны были понять, что судьба человека зависит от его заслуг, а мораль должна была опираться на гипотетический императив, просто не говорили о всеобщем спасении. Но мнения типа «если ты католик, то ты проклят» или «если не спасешься в девятом теле, будешь проклят», в процессе обучения должны были быть быстро отброшены.

Более сомнительной представлялась судьба согрешивших против Духа. Под такими понимали людей, отдавших совершенных, которые несли крест Духа, в руки преследователей. В принципе, Евангелие говорит, что такой грех никогда не может быть искуплен: (Мф. 12, 31) : «Те, кто их преследует или выдает, никогда не увидят лика Божьего» [12]. – «Они никогда не будут знать ни покоя, ни отдохновения»[13].

Однако, по-видимому, в этом случае их логика это преодолела, и положение, согласно которому, «всякое существо, созданное Богом, спасено будет»,[14] имела  применение, и под это определение попадали как духи, которые сознательно оставили небо во время падения (ангелы его), так и доносители и преследователи: «Никто из духов, что с умыслом послушались дьявола, или поверили ему так, что стали, таким образом, демонами, не вернутся в небо до Судного Дня. Но вернутся ли они туда, или нет, все, или только некоторые, этого никто не знает, и это одна из тайн Божьих, и в этом смысле следует полагаться на милосердие и волю Божью»[15].

Возможно, такой же виделась судьба Иуды и современных предателей[16]. Но поскольку дающий показания говорит при этом о грехе отчаяния, возможно в этом отрывке смешаны католические и катарские взгляды: «Ни один еретик, верующий, или даже католик, не будет проклят, каким бы ни был его грех (разве что умрет в отчаянии), только бы он взывал к милосердию Божьему»[17].

Понятие заслуг тоже наблюдается в то же время, описываясь не через количество, а качество воплощений. Своими поступками человек мог попасть в очень плохую реинкарнацию в теле животного, а добродетельный мог добиться «красивого одеяния». Иногда говорили, что количество переселений зависело от греха, совершенного в небесах: «В зависимости от того, согрешили ли они сильно в небесах, или нет, хотели ли они покинуть небо, возвращаются они в небеса медленнее или быстрее. Но все души, все духи, падшие с небес, вернутся туда до конца света».[18]

Была даже легенда, что св. Павел кажется, вынужден был воплощаться тринадцать, а то и тридцать два раза. «У него было тринадцать одеяний из плоти, и в некоторых он был очень злым человеком, и даже преследовал Церковь Божью»[19]. Пример святого Павла был тем более убедительным, что послания Павла давали основания в Писании веры в переселение душ (Рим. 7, 9-10): «Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, [данная] для жизни, послужила мне к смерти».

Последнее, спасительное воплощение, является плодом милосердия Божьего: «Остерегайтесь зла, делайте добро. Смотрите, сколь хорошо делать добро. Святой Павел был плохим человеком, но он понравился Богу, и Бог привлек его к себе. Никто не может спастись, пока не привлечет его Отец; но если уж Отец привлечет кого-нибудь к себе, тот человек тут же последует за Ним, и будет спасен»[20].

Некоторые говорили, что заслуги в прошлой жизни могут иногда помочь хорошему концу и облегчить ритуальные посты[21].

 



[1]Loc.cit., supra, s.93, стр. 3.

[2]Ibid.

[3]Jacques Fournier, op.cit., t. I, s. 207.

[4]Ibid., t. I, s. 473.

[5]Ibid., t. I, s. 229,220.

[6]Ed/ Kaepelli, op.cit., s. 327.

[7]Jacques Fournier, op.cit., t. I, s. 283. – Однако тот, кто это говорит, плохо разбирается в теме. Например, змеи и жабы не считались телами, куда вселяется душа, итд.

[8]Jacques Fournier, op.cit., t. I, s. 283.

[9]Jacques Fournier, op.cit., t. II, s. 38.

[10]Jacques Fournier, op.cit., t. II, s. 408.

[11]Jacques Fournier, op.cit., t. III, s. 220.

[12]Jacques Fournier, op.cit., t. II, s. 49; t. I, s. 446.

[13]Jacques Fournier, op.cit., t. II, s. 393, 395; t. III, s. 69.

[14]Ibid., t. II, s. 222. Tota creatura Dei salvaretur finaliter. Однако есть еще создания злого начала, демоны и Сатана, не имеющие душ.

[15]Ibid., t. II, s. 490.

[16]Ibid., t. II, s. 491.

[17]Ibid., t. II, s. 503.

[18]Ibid., t. II, s. 407.

[19]Ibid., t. III, s. 179.

[20]Ibid., t. III, s. 180. (здесь использована парафраза Ио. 13, 32)

[21]Ibid., t. II, s. 407.

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments