credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Раздел IV.Oткровение. Продолжение


IV.2. ОТКРОВЕНИЕ И АПОСТОЛЫ

 

IV.2.1.Иоанн Креститель, Мария и Иоанн Евангелист.

 

Катары по-особому относились к этим трем персонажам, занимающим важное место в Новом Завете.

 

Считалось, что Иоанн Креститель по сути является демоном, «меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11, 11). Тем не менее, он же является пророком, а, может быть, кем-то еще большим (Мф. 11,9). Сомневался, говоря о Христе: «я не знал Его» (Ио. 1, 33) и спрашивал его через учеников: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11,3). То, что сказал о Христе, сказал под давлением. Даже солгал, утверждая, что Он не есть Илией, хотя Иисус явно говорит: «он есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11,14). Не пошел за Иисусом, когда Тот появился. Он сам признает разницу между двумя крещениями [1].

Роль Марии, в отличие от роли Иоанна Крестителя, была, естественно выше, в том числе и благодаря докетической теории рождения Христа. Так же, как и Иоанна Евангелиста, в смерти которого тоже можно было сомневаться.[2] Мария – это ангел, прибывший вместе с Христом на землю, чтобы осуществить дело спасения[3].

Существование подобного взгляда является повсеместно подтвержденным[4], даже среди умеренных из Конкореццо, по крайней мере, у Назария, который принял его непосредственно у болгарского епископа[5].

В Тулузе, в 1247 г. Пьер Гарсиас свидетельствовал, что «Христос, Мария Дева и Иоанн Евангелист сошли с небес и не имели земного тела. Христос привел с Собой Марию и св. Иоанна Евангелиста, чтобы дать свидетельство» [6].

Одна женщина из Орнолак (Арьеж), дающая показания в 1330 г, говорит, что «всегда верила в Бога, Святую Деву и св. Иоанна Евангелиста, поскольку Мария Дева и святой Иоанн не были убиты и не умерли; это другие были убиты и умерли». [7]

В общем, вне всякого исторического значения, фигуре Марии старались придать мистическое значение. «Мария и народ Божий являются собственностью Христа [8], к которым прибыл он, согласно со словами Иоанна (Ио. 1, 11): «Пришел к своим (in propria venit). Таким образом, Мария является образцом «народа Божьего», как и «храм» в 1 Кор. 3, 17: «ибо храм Божий свят, и этот храм – вы».

Представляя доктрину докетизма так, чтобы его поняли слушатели, Пьер Отье объяснял в 1305 г., что:

 

Матерь Божья – это только добрая воля и решимость совершать хорошие дела, в соответствии со словами Евангелия: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8, 21). Не следует думать или верить, что Сын Божий был рожден женщиной, или же «вотенился» в таком презренном существе, как женщина. А когда спросили его: «Разве Дева Мария не Матерь Божья?», он отвечал иронически: «Как же малый ребенок может родиться без матери?», после чего добавил, что Тот, кого назвали Сыном Марии Девы, ходил по земле и учил, но не ел, не пил, не чувствовал голода или жажды, холода или жары…[9]

 

Что касается Белибаста, то он попросту отождествлял Деву Марию с Церковью. Земная община верных представляла собой только часть ее. «Они, и иные, так называемые верующие, являются ногами Марии». Когда спросили этого совершенного, что это означает, он отвечал: «Стань добрым человеком (то есть совершенным), и тогда я тебе это объясню.[10]

Если Мария – это только аллегория, то очевидно, что не может она творить чудеса[11], и не стоит ничего ожидать от ее статуй. Когда Белибаст видел какую-то из них, то говорил, смеясь, своему собеседнику: «Дай грошик этой Маруське!»[12]



[1]Монета, s.227-231 и большинство итальянских полемистов.

[2]В случае Девы Марии из-за празднования ее Успения, а в случае с Иоанном Евангелистом опирались на Ио. 21, 22.

[3]Монета, s.233.

[4]Алан Лилльский, PL 210, стр. 355; Disputatio op.cit. supra,  стр. 60, s.1722; Р.Саккони, op.cit., s. 71; Brevis summula, op.cit., s. 119.

[5] Р.Саккони, op.cit., s. 76.

[6] Douais, op.cit., s. 93, 103.

 

[7]Jacques Fournier, op.cit., t. I, s.264-265.

[8]Traite anonyme, ed. Thouzellier, op.cit., t. II, s.47-48.

[9]Jacques Fournier, op.cit., t. II, s.409.

[10]Jacques Fournier, op.cit., t. II, s.53.

[11]Jacques Fournier, op.cit., t. II, s.54.

[12]Jacques Fournier, op.cit., t. II, s.53.

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква Г

    Г Гаратисты – Итальянские доминиканцы обозначали этим словом (« garatenses по латыни) в XIII веке членов катарской…

  • О посте у катаров

    О посте у катаров. В эти дни католики и православные переживают первую неделю Великого Поста. Для катарского клира - Добрых Людей – пост…

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква В

    В Вальденсы – Отвергнутые Церковью после того, как они пытались инициировать реигиозные реформы в Лионе, Лионские Бедняки или…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments