credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Анн Бренон. Катарские женщины. Ч.3.Окситанские женщины. 11. В катарском замке

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ

ОКСИТАНСКИЕ ЖЕНЩИНЫ

11

В КАТАРСКОМ ЗАМКЕ ИЛИ ОКСИТАНСКОМ CASTRUM

                Мы пришли к выводу о том, что катаризм был христианским – и даже архаически христианским – до такой степени, что перенес в расцвет латинского Средневековья старые споры о поле ангелов. Но все же образ катарской женщины, который мы исследуем в этой книге, весьма далек от несколько расплывчатого и невыразительного – по вине документов – образа средневековой христианской супруги, отягощенной детьми и беспрестанно шепчущей Ave Maria. Прольем же свет на более характерные особенности окситанской женщины, средневековой христианки, которая, без сомнения, более узнаваема, чем ее сестры, даже если она не имеет отношения к катаризму, с ее особенной чувствительностью и жизненным универсумом.

Европа и Окситания

                Одной из характеристик религиозного движения катаров является то, что оно действительно затронуло все крупные регионы средневековой Европы: от Малой Азии до берегов Ла Манша катарские общины под различными наименованиями говорят на всех языках и проникают во все слои общества. Но при этом в одних местах им везет меньше, в других больше. Состояние и сохранность писаных средневековых документов не позволяют нам с большой точностью нарисовать разнообразную картину социального укоренения катаризма по всей Европе. Тем не менее, можно отметить, что большинство византийских и болгарских богомилов представляли собой беднейшие слои населения, труд которых эксплуатировали владельцы огромных латифундий; в то время, как рейнские катары или бургундские публикане, наоборот, принадлежали к образованным слоям католического клира[1]

                В Западной Европе наиболее глубинное и широкое социальное укоренение катарской Церкви произошло в трех ярко выраженных регионах – Шампани, Северной Италии и Юге современной Франции. Заметим вскользь, что эти три региона имеют нечто общее между собой: привычку к крупной коммерции, распространенную практику обменных писем, привлечения кагорцев и ломбардцев в качестве ростовщиков, торговцев шелком и специями. В Шампани, как и в Рейнских землях, катаризм был, тем не менее, очень быстро и насильственно уничтожен в первой половине XIII века первыми и безжалостно эффективными прединквизиторскими экспедициями мрачной памяти Конрада Марбургского и Робера ле Бугра. А в Италии и Окситании дела обстояли иначе.

                Если Шампань по своим знаменитым ярмаркам могла сравниться с блестящими средиземноморскими культурами, то Италия и Окситания имели множество и других общих черт, и не случайно катаризм обрел и там и тут благоприятный прием. Поскольку эта книга имеет целью исследовать катаризм там, где он реально укрепился, и даже в его человеческом облике, в лице женщин, которые были его носительницами, то мы не особо будем покидать исторические и географические границы Окситании, разве что для коротких вылазок в Италию. Может быть, это утешит нас в абсолютной беспомощности – опять-таки, по вине документов - и невозможности узнать больше, чем несколько имен катарских женщин, живших в Шампани, Рейнских землях, Византии или Фландрии.




[1] Возможно также, что историки сами находятся в плену методологии исследований, применяемой ими к историческим источникам. К примеру, слишком схематический марксистский подход привел восточноевропейских историков к тому, что они стали систематически интерпретировать еретический феномен в терминах классовой борьбы. И наоборот, культура исключительно интеллектуального характера продиктовала западноевропейским историкам преувеличенное элитарное и доктринальное восприятие «отклонений».

Tags: Анн Бренон книги, Анн Бренон. Катарские женщины, Катары катаризм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments