credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Антверпен - почему Бельгия

Вместо предисловия. Давно что-то я уже не писала о местах, в которых мне удалось побывать, и которые тем или иным боком связаны с Добрыми Людьми. В конце концов, кафолическая у нас Церковь, или нет? Но мест этих так много, а информации еще больше, что я решила к тегу Pays Cathare добавлять еще теги по странам. Если смогу, постараюсь раз-два в неделю выкладывать кое-какие фото и инфу о разных странах по алфавиту. в смысле одну неделю об одной стране на такую-то букву и таком-то городе, другую - о другой стране и городе. Может это "немного по-дебильному", но я сама не знаю, как еще упорядочить такое количество всего.

Поскольку первой по этому самому алфавиту из посещенных стран является Бельгия, а из городов - Антверпен, то начну, пожалуй, с него.

Этот город вообще для меня очень знаковый. В 2004 году я была в Гааге на очередном заседании конференции ООН по деятельности Международного Уголовного Суда и случайно узнала, что в Антверпене будет проходить конференция по катаризму, и так будет присутствовать госпожа Анн Бренон. Я ее еще тогда не знала, а только читала ее книги. У меня тогда выдался свободный день - в уикэнды заседания не проводились - и я решила скататься в этот город. Посмотреть его мне тогда не удалось, да и попала я на конференцию уже почти что к шапочному разбору - поезд по дороге загорелся. :-)
Но мне все же дали визитку госпожи Бренон (так у меня с языка и рвется про "визитку Яроша", но про политику сейчас не буду, нет :-)) , и с той поры у нас началась личная переписка, а потом и настоящая дружба.
И вот в сентябре прошлого года мне таки удалось посмотреть Антверпен.
Есть несколько сведений о том, что катаризм был очень серьезно распространен во Фландрии. У Добрых Людей были там даже свои обидные прозвища: "фифлы" и "публикане". Правда, эту информацию приходится собирать по крохам, но если объединить ее в целом, то получается довольно существенно. Существуют многочисленные сведения о еретических группах, в которых довольно легко угадываются "прото-катары". В 11 и 12 веках в Аррасе, Камбре, Дуэ, которые в те годы принадлежали Фландрии. Роже Второй, епископ Шалонский, спрашивает у Вазо, епископа Льежского еще в XI веке, что делать с проникшими в его епархию "манихеями", а последний горячо обсуждает с Роже ересь этих еретиков. ([Anselmi Gesta episc. Leod., MGH SS VII, 226{C}{C}). То есть, эти клирики уже знакомы с неортодоксальными диссидентскими идеями или группами. 1135-1145 годами датируется несколько сведений о внесудебных казнях диссидентов. Описание их идей составлено Льежским католическим клиром примерно в то же время.. В 60-е годы 12 века в Кельне была сожжена группа религиозных диссидентов - с очень высокой вераятностью Добрых Людей - которые пришли из Фландрии, и их выявили, кроме всего прочего, по акценту и выговору. В 13 веке монахиня из аббатства Авира (того самого, где жила знаменитая визионерка св. Лютгарда) отбывала покаяние за "обращение в катарскую ересь") (La mémoire des monastères: une histoire de la Belgique du VIIe au XVIIIe siècle.  Joseph Lemmens. Le Cri, 1999).

В 1157 году архиепископ Реймский пишет канон "О фифлах", посвященный именно Добрым Людям Фландрии", а в изданной немного ранее Булле - 5 февраля 1153 года - Папа Евгений Третий выражает обеспокоенность распространением "ереси" в на севере Франции и во Фландрии.

С Антверпеном же связан Танхельм Фландрский, который был монахом и нотариусом (sic!) графа Робера Второго Фландрского  (1092-1111). Последний долго боролся с тем, чтобы уменьшить на своих землях влияние имперских епископов (Кельна, Камбрэ и Утрехта). В год своей смерти граф послал Танхельма в Рим, чтобы убедить Папу присоединить Зеландию к епархии Франции, чтобы тем самым ослабить зависимость от Кельна. Но под влиянием архиепископа кельнского Фридриха Первого Папа отверг это предложение, а Танхельм вернулся домой. После смерти графа он внезапно начал проповедовать. Его служение началось в 1112 году. Он проповедовал в монашеской одежде и был необычайно популярен. В Антверпене была его резиденция. Он называл себя "Сыном Божьим" (это неудивительно, Гийом Белибаст тоже себя так называл), призывал не платить десятину и говорил  о том, что евхаристия, совершенная недостойным священником, не имеет ни силы, ни смысла. Утрехтские источники пишут, что он говорил о том, что "церкви подобны борделям".  Клир Утрехта писал о нем много гадостей, а архиепископ Кельна добился его временного ареста, однако никаких обвинений ему толком предъявить не могли и вынуждены были отпустить. Сделать с ним ничего не могли, популярность его все росла, потому решили просто убрать. В 1115 году, когда он переправлялся через реку, его убил ножом или палкой какой-то монах. Больше всего он проповедовал в Антверпене, и Антверпен, как говорят источники, был одним из самых верных ему городов. (письмо капитула Утрехта Фридриху, епископу Кельнскому, Frédéricq I, № 11, p. 16; {C}Grundmann, Bewegungen 35 f., прим. 45{C}{C}{C}){C}{C}.

Не знаю, насколько этот Танхельм был связан с Добрыми Людьми, но совпадения есть.

Поэтому буду рассказывать о нем.

Когда выходишь с вокзальной площади, то Антверпен предстает вот такимPICT2900

Пока идешь к старому городу огромной торговой улицей, то здания в стиле арт-нуво просто потрясают воображение.

PICT2903


PICT2906

PICT2907

PICT2908
PICT2909

Даже знаменитые бельгийские "шоколадницы" напоминают тут дворцы
PICT2911
PICT2913

Много памятников художникам, которые здесь работали - ТениерсуPICT2902

Ван Дейку

PICT2904
Рубенсу
PICT2919

А почему вот нет Танхельму Фландрскому. Вот в Брешии же есть памятник Арнольду из Брешии.

PICT2917

Наконец-то видно башню антверпенского собора Богоматери

PICT2918

И сам этот красавец вблизи

PICT2921

Памятник строителям у подножия
PICT2922

Во времена Танхельма здесь стояла лишь маленькая часовня, а затем здесь была построена большая романская церковь, простоявшая до 14 века. В 1352 году начали строить огромный готический собор - самый большой в Низких Землях. Он был завершен только в 16 веке. Почему у него только одна башня? Потому что когда построили первую, то был большой пожар, и храм выгорел. Тогда решили приоритизировать деньги и сосредоточиться на восстановлении внутреннего убранства. Короче, вторая башня так своей очереди и не дождалась. В 1559 году собор стал Кафедральным, но в 1566 году протестанты очистили его от всех "идолов". Очень радикально. То, что осталось, унесли мародеры во время Французской революции. Но ничего, в конце концов выглядит он  очень даже неплохо.

PICT2925


PICT2926
PICT2928

PICT2962
PICT2971
PICT2972

Типично испанская католическая эстетика
PICT2931
PICT2943
Витражи
PICT2932
PICT2938

А эта Мадонна - в эстетике 14 века
PICT2940

Хоры
PICT2956

PICT2957

PICT2959
Очень много живописи, особенно Рубенса. Но фотки не всегда удачные.

PICT2958
PICT2974

PICT2976

PICT2977

PICT2982

Есть остатки фресок - то есть того, что было до протестантов.
PICT2983


А это чудо - резная кафедра

PICT2981
Модель собора
PICT2984
Еще парочку умопомрачительных видов экстерьера
PICT2985
PICT2988

И порталы - это я больше всего люблю

PICT2986
PICT2989
PICT2987
PICT2990
PICT2992
PICT2993
Башня (так называемая беффруа) - 123 метра, между прочим. Самая высокая во всем Бенилюксе. В общем, "пламенеющая готика", как она есть.

В соборе, кстати, хранится документ созыва Генеральных Штатов Нидерландов Филппом Вторым,
Тех самых, где он заявил о непримиримой борьбе с ересью, а Оранский и Эгмонт подали ему петицию о том, что испанские войска должны быть выведены, местная власть должна получить больше полномочий, а Инквизиция должна быть отменена, иначе революция неизбежна. Филипп ответил, что мнение голытьбы его не интересует. Что из этого вышло, знают все. PICT2950

Продолжение следует...


Tags: pays cathare, Нидерланды, Путешествия
Subscribe

  • О посте у катаров

    О посте у катаров. В эти дни католики и православные переживают первую неделю Великого Поста. Для катарского клира - Добрых Людей – пост…

  • Об избиении невинных

    Все знают библейскую историю о том, как пришли к Ироду три мудреца с Востока и сказали ему: «Где должен родиться Царь Иудейский, о котором мы…

  • О бегстве в Египет

    О бегстве в Египет Прошло не так уж много времени после Рождества. Обычно земные матери в такие дни лежат в постели, наслаждаясь первыми минутами…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments