credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Раздел IV.Oткровение. Продолжение


IV.1.2 Природа Сына.

 

            Обладание именем придает Сыну меньшую природу, чем это признает никейский Символ Веры. Белибаст говорил: «Только Отец Небесный является Богом. Сын Божий, то есть Христос, не является Богом по природе, но ангелом, поскольку перед тем, как придти в этот мир, носил имя Иоанн»[1].

           

Однако, кажется, что догмат этот не имел обязательного характера. Следует также не забывать о том, что единство природы, объединяющей Бога и Его творения у катаров подобно тому, что объединяет солнце и лучи. Единство с Отцом для них имело меньшее значение, чем адопция Сына. Тем более, что из той самой эпохи и из того же источника исходит и противоположное утверждение:

 

Бог Отец разделился натрое: одной частью был Отец, оставшийся в небе, а двумя другими стали Сын и Дух Святой, которые сошли на землю, посланные Отцом, чтобы отобрать у дьявола власть в этом мире. Эти две части Бога, Сын и Дух Святой, воссоединятся в конце времен с той частью, которой является Отец, и с того времени все будет так, как перед схождением на землю Сына и Духа Святого, будет только один Бог в одном лице. Но во время этого нисхождения есть один Бог в трех лицах, и так будет до конца времен. [2]

 

            Из той же среды и той же эпохи происходит еще одно подобное свидетельство, имеющее большее значение, поскольку его высказывает Жак Отье:

 

«Взгляните, как смеются над вами священники Церкви Римской, которая является Синагогой, обучая вас креститься и говорить: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа», творя, таким образом, трех богов; а ведь есть только один Бог, Бог - Отец мой» - «Но разве вы не говорите, что Сын Божий сошел на землю собрать сынов Израилевых, и разве таким образом не творите двух Богов, Отца и Сына?» - «Бог Отец и Сын единосущны, Отец послал Сына Своего в мир, но корда Сын Божий вернулся к Отцу, то стал с Ним одно, как и прежде.» [3]   

 

Не следует удивляться подобным разночтениям, поскольку они возникают не из соединения, а из сопоставления лиц Троицы, что, кстати, мы находим в Сумме, приписываемой Петру Веронскому (до 1252 г., скорее всего, ок. 1240-1245 гг.)

 

Патарины… в целом верят, что Христос имел только одну природу. Богохульствуют, утверждая, что не было у Него той же природы, что у Отца и Духа Святого, и что не был Он им равен. Однако в области природы они разделены, поскольку одни считают, что Он был попросту ангелом (и даже в этом пункте они несогласны: одни твердят, что Он принадлежал к низшим ангелам, другие – что к высшим), иные, наоборот, что не был Он ни ангелом, ни Богом, но Сыном Божьим. Есть еще и такие, что называют Его Богом, но считают неравным Отцу. Иные говорят, что Он не бессмертен, или что бессмертен, но не считают Его Богом. [4]

 

Складывается впечатление, что эти разночтения являются всего лишь плодом излишней толерантности. Впрочем, определенное единство допускалось, возможно, чтобы избегать непосредственного столкновения со взглядами католического духовенства; но фактически катарская мысль солидно опиралась на основаниях, зачерпнутых из Святого Писания, что очень подробно представил Монета: «Говорят они, что три лица называют одним, поскольку у них одна воля». [5]

Сын является прежде всего сотворенным. Сказано в Книге Сираховой: «Прежде всего произошла Премудрость» (Сир. 2, 4), а Христос, согласно словам св. Павла, является «премудростью Божией» (1.Кор. 1, 24).

Он меньше Отца, давшего Ему «всякую власть на небе и на земле» (Мт. 28, 18). Тот, кто получает, стоит ниже того, кто дает. Он также имеет меньшее знание, чем Отец: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мт. 24, 36). Иисус сам, впрочем, сказал: «Отец Мой более Меня» (Ио. 14, 28).

Христос сказал «Я и Отец – одно» (Ио. 10, 30), однако, когда иудеи обвинили его в богохульстве, сказал им: «не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» Быть одним с Богом – не всегда значит быть Богом. Доказательством этому являются слова Христа, обращенные к Отцу: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.» (Ио. 17.11)

Даже если, как утверждают католики, Сын является единородным Отцу, то это значит, что Он младше Отца, то есть не является вечным.

Христос – это ангел, как говорит Апокалипсис: «И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго» . (Откр. 7,2) Ангел этот, согласившись на Муку, заслужил божественность, которая была дана Ему: «достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Откр. 5,12).

Ангел, стоящий ниже Бога и даже некоторых духов, но единый с Отцом; приемный Сын; даже Бог; все эти противоречивые элементы мы слышим из уст пастухов горного Фуа – и тем не менее, они отражают известные Монете ученые труды катарской христологической экзегетики, и из них черпают свое истолкование.


[1]Jacques Fournier, op.cit., t. II, s. 53.

[2]Jacques Fournier, op.cit., t. II, s. 489.

[3]Jacques Fournier, op.cit., t. II, s. 217.

[4]Изд. T. Kaeppeli, Une somme contre les heretiques de saint Pierre martyr (?) в Arch. FF. Praedicatorum,t. XVII, s. 321.

[5]Монета, op.cit., s. 269. Далее с. 234, 236-237, 238-239.

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments