credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Раздел IV.Oткровение. Продолжение


IV.1.1 «Имя которому было Иоанн».

 

            Теория, согласно которой настоящее имя Мессии было Иоанн, фигурирует в реляции хрониcта Гийома Пюилоранского о споре, когда в 1207 г. двое катарских проповедников противостояли епископу Осма и св. Доминику в Верфей[1]. Хронист пишет: “Привели отрывок из Евангелия от Иоанна, в котором Господь говорит: «Никто не восходил на небо…» (Ио. 3, 13). Когда епископ Осма спросил, как они понимают эти слова, один из них ответил: «Иоанн, который говорил, называл себя «Сыном Человека, сущего на небесах».

           

Эта реляция позволяет понять, что для доказательства человеческой природы Христ католики использовали Евангелие от Иоанна и говорили «Сын Человеческий», а катары говорили о Сыне «Человека, Сущего на небесах». Но в данном случае главным для нас здесь является имя, приписываемое Сыну. Рукопись довольно выразительна в этом отношении[2], и то, что большинство издателей исправляют Иоанн на Иисус говорит о том, что они даже не знают, что в те времена имя Иисус просто так не употреблялось. Стиль хрониста XIII века – это все же не стиль Ренана.

            Легко ответить на вопрос, почему катары считали, что у Мессии в небесах было другое имя, чем то, которое Он носил на земле. Целый отрывок, описывающий Его призвание, находится в «Видении Исайи» между кульминационным пунктом видения пророка и повестью о схождении на землю Мессии. Рассказ этот, в эфиопской версии, начинается со слов «И услышал глас Наивысшего, Отца моего Господа, говорящий Господу моему Христу, которого будут называть Иисусом, «иди» итд,[3] как и в гречесом Предании, которое является адаптацией полного текста, сказано: «говоря Господу Моему Христу, которого на земле будут называть Иисусом».[4]

            Первоначальное имя «Иоанн» остается покрыто тайной. Можно, тем не менее, допустить, что происходит оно из Апокалипсиса или Евангелия от Иоанна. По-видимому, это достаточно давняя традиция, что делает вопрос еще более интересным.



[1]Loc.cit. supra, s.43.   

[2]Рук. Лат. 5212 из Нац. Библ. Парижа f 4 r.   

[3]Изд. и пер. Tisserant, L'Ascension d'Isaie., Paris 1901, p.193.   

[4]Ibid., p. 223.   

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments