Раздел IV.
Откровение
Созданное существо, падшее из-за неосторожности, обреченное в этом мире на забвение, господство материи, подверженной испорченности и уничтожению, постоянно погруженным в процесс размножения, не способно бежать от самого себя. Но его судьба окончательно не решена. Разве Отец, во время Падения, не сказал: «Летите ныне, на какое-то время?»
Спасение предполагает исполнение двух условий: покончить с забвением путем откровения, когда душа человека осознает свою истинную природу, и прекращения цикла размножения в момент смерти через собственно очищение и таинство.
Когда настало «время милосердия»,[1] Бог послал Своего Сына в мир.
IV.1. ХРИСТОЛОГИЯ.
Самое лучшее определение этой теории Спасения мы находим в альбигойцев земли Фуа, тоже в популярной форме:
Отец Святой, видя, что остался обнищавшим (depauperatus), и что духи покинули Его, а также, что места, где обычно восседали духи, пустуют, огорчился и обеспокоился такой утратой. Начал тогда писать книгу, которую составлял сорок лет, и где были описаны все страдания, ужасы, тревоги, зависть, ненависть, гнев и всякие несчастья, которые могли ожидать людей в этой жизни. И там было сказано, что если кто-то хотел бы пройти через все эти несчастья и обещал бы это, сделался бы Сыном Отца Святого.
(А когда Отец начал писать эту книгу, святой пророк Исайя стал пророчествовать, что произрастет отрасль или ветвь и искупит духи человеческие).[2]
Когда Отец Святой завершил Свою книгу, то поместил ее посредине духов небесных, оставшихся с Ним в небе и сказал: «Тот, кто исполнит написанное в этой книге, станет Моим Сыном». Многие духи небесные, стремящиеся стать Сынами Отца Святого, подошли к книге и открыли ее. Прочли в ней о всяких несчастьях, которые должен будет вытерпеть тот, кто захочет сойти меж людьми и принести спасение роду человеческому; и когда прочитали часть из этого, то потеряли сознание и отошли; и никто из них не захотел оставить славу, которой наслаждался, и предаться несчастьям жизни, чтобы сделаться Сыном Божьим.
Видя это, Отец Святой сказал: «Нет среди вас никого, кто хотел бы сделаться Моим Сыном?» И тогда встал один из присутствующих духов, имя которому было Иоанн, и сказал, что хочет быть Сыном Отца, и исполнит все, что записано в книге. Он подошел к книге, открыл ее, прочитал четыре или пять страниц и упал без сознания подле нее. И так оставался три дня и три ночи. Когда же пришел в себя, то горько заплакал. Но раз обещал исполнить то, что содержалось в книге, и не мог лгать, то сказал Отцу, что хочет быть Его Сыном, и исполнит все, что написано в книге, как бы тяжело это не было.[3]
Наивность этого рассказа не должна возбуждать подозрений. Более связное изложение 1244 года дает нам ту же информацию:
Когда Бог увидел, как обнищало (depauperatus) Его Царствие из-за падения злых духов, спросил тех, кто окружал Его: «Хочет ли кто-нибудь стать Моим истинным Сыном, и чтобы Я был Ему Отцом?» А поскольку никто не отвечал, Христос, который был викарием (bailus) Божьим, ответил Ему: “Хочу быть Твоим Сыном,и пойду туда, куда Ты пошлешь меня». Тогда Бог послал Христа как Своего Сына на землю, чтобы Он исповедовал имя Божье, и так пришел Христос».[4]
Идея о том, что все или часть Писания была создана в другом мире, находит подтверждение у Райнерия Саккони, однако довольно загадочное. По его мнению, альбаненсы (Белесманца) считали, что книги мудрости и пророческие книги были написаны в небе, по крайней те их них, которые говорят об уничтожении небесного Иерусалима (?). Джованни де Луджио считал, что канон был составлен в небесах.[5] Эти вроде бы странные утверждения можно истолковать в свете приведенных выше рассказов.
[1]De heresi catharorum. op.cit., р. 311: slavi tempore gratie credunt quod Filius Dei… in carne. Да и само это выражение не только катарское.
[2]Исайя 11, 1: «И произойдет отрасль от корня Иессеева…»
[3]Jacques Fournier, op.cit., t. II, s. 45-46. Сокращение этой истории: Книга лежала открытой тысячу лет: «Книга Агнца оставалась на месте тысячу лет, и нельзя было найти никого, кто захотел бы ее взять. А когда кто-то смотрел на одну ее страницу, то читал там, что тот, кто возьмет эту книгу, умрет. Позже Сын Божий явился в мир и взял книгу, и терпел смерть и муки, чтобы спасти погибших овец дома Израилева». (Doat XXXIV, f 96 r, ок. Рождества
[4]Признание Гийома Феррот, Кастельсаррасин. Doat XXXIV, f 96 v.
[5] Изд. Донден, , op.cit., р. 71, 75.