credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Раздел IV.Oткровение.


Раздел IV.

 

Откровение

 

            Созданное существо, падшее из-за неосторожности, обреченное в этом мире на забвение, господство материи, подверженной испорченности и уничтожению, постоянно погруженным в процесс размножения, не способно бежать от самого себя. Но его судьба окончательно не решена. Разве Отец, во время Падения, не сказал: «Летите ныне, на какое-то время?»

 

Спасение предполагает исполнение двух условий: покончить с забвением путем откровения, когда душа человека осознает свою истинную природу, и прекращения цикла размножения в момент смерти через собственно очищение и таинство.

Когда настало «время милосердия»,[1] Бог послал Своего Сына в мир.

           

IV.1. ХРИСТОЛОГИЯ.

 

            Самое лучшее определение этой теории Спасения мы находим в альбигойцев земли Фуа, тоже в популярной форме:

 

Отец Святой, видя, что остался обнищавшим (depauperatus), и что духи покинули Его, а также, что места, где обычно восседали духи, пустуют, огорчился и обеспокоился такой утратой. Начал тогда писать книгу, которую составлял сорок лет, и где были описаны все страдания, ужасы, тревоги, зависть, ненависть, гнев и всякие несчастья, которые могли ожидать людей в этой жизни. И там было сказано, что если кто-то хотел бы пройти через все эти несчастья и обещал бы это, сделался бы Сыном Отца Святого.

(А когда Отец начал писать эту книгу, святой пророк Исайя стал пророчествовать, что произрастет отрасль или ветвь и искупит духи человеческие).[2]

Когда Отец Святой завершил Свою книгу, то поместил ее посредине духов небесных, оставшихся с Ним в небе и сказал: «Тот, кто исполнит написанное в этой книге, станет Моим Сыном». Многие духи небесные, стремящиеся стать Сынами Отца Святого, подошли к книге и открыли ее. Прочли в ней о всяких несчастьях, которые должен будет вытерпеть тот, кто захочет сойти меж людьми и принести спасение роду человеческому; и когда прочитали часть из этого, то потеряли сознание и отошли; и никто из них не захотел оставить славу, которой наслаждался, и предаться несчастьям жизни, чтобы сделаться Сыном Божьим.

Видя это, Отец Святой сказал: «Нет среди вас никого, кто хотел бы сделаться Моим Сыном?» И тогда встал один из присутствующих духов, имя которому было Иоанн, и сказал, что хочет быть Сыном Отца, и исполнит все, что записано в книге. Он подошел к книге, открыл ее, прочитал четыре или пять страниц и упал без сознания подле нее. И так оставался три дня и три ночи. Когда же пришел в себя, то горько заплакал. Но раз обещал исполнить то, что содержалось в книге, и не мог лгать, то сказал Отцу, что хочет быть Его Сыном, и исполнит все, что написано в книге, как бы тяжело это не было.[3]

 

Наивность этого рассказа не должна возбуждать подозрений. Более связное изложение 1244 года дает нам ту же информацию:

 

Когда Бог увидел, как обнищало (depauperatus) Его Царствие из-за падения злых духов, спросил тех, кто окружал Его: «Хочет ли кто-нибудь стать Моим истинным Сыном, и чтобы Я был Ему Отцом?» А поскольку никто не отвечал, Христос, который был викарием (bailus) Божьим, ответил Ему: “Хочу быть Твоим Сыном,и пойду туда, куда Ты пошлешь меня». Тогда Бог послал Христа как Своего Сына на землю, чтобы Он исповедовал имя Божье, и так пришел Христос».[4]

 

Идея о том, что все или часть Писания была создана в другом мире, находит подтверждение у Райнерия Саккони, однако довольно загадочное. По его мнению, альбаненсы (Белесманца) считали, что книги мудрости и пророческие книги были написаны в небе, по крайней те их них, которые говорят об уничтожении небесного Иерусалима (?). Джованни де Луджио считал, что канон был составлен в небесах.[5] Эти вроде бы странные утверждения можно истолковать в свете приведенных выше рассказов.  



[1]De heresi catharorum. op.cit., р. 311: slavi tempore gratie credunt quod Filius Dei… in carne. Да и само это выражение не только катарское.

[2]Исайя 11, 1: «И произойдет отрасль от корня Иессеева…»

[3]Jacques Fournier, op.cit., t. II, s. 45-46. Сокращение этой истории: Книга лежала открытой тысячу лет: «Книга Агнца оставалась на месте тысячу лет, и нельзя было найти никого, кто захотел бы ее взять. А когда кто-то смотрел на одну ее страницу, то читал там, что тот, кто возьмет эту книгу, умрет. Позже Сын Божий явился в мир и взял книгу, и терпел смерть и муки, чтобы спасти погибших овец дома Израилева». (Doat XXXIV, f 96 r, ок. Рождества 1302 г., похожая среда).

[4]Признание Гийома Феррот, Кастельсаррасин. Doat XXXIV, f 96 v.

[5] Изд. Донден, , op.cit., р. 71, 75.    

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments