credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Космология и смешение. Oкончание


 III.6. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

 

Отсутствие четкости и иерархии различных традиций в катаризме также видно из размышлений о происхождении растительности. Довольно часто мы читаем опровержения мнения о том, что это благой Бог делает так, что все «цветет и плодоносит».

К тому же следует учитывать своего рода «натуралистическую» тенденцию у катаров, о которой говорит Лука из Тюй в 1230 г.1, особенно когда они имели дела с крестьянской паствой. Ведь католическая Церковь черпала деньги и влияние как раз во время крестовых ходов или молебнов о ниспослании хорошей погоды или урожая.

 

Тема естественного, природного происхождения растительности очень древняя и широко задокументирована. «Это не Бог производит зерно и цветение, но земля»2. «Это не Бог создал человека, хлеб, вино и пшеницу, а «роскошь» земли»3. “Это плодородие земли, ее «роскошь» дает зерно, вино, а также другие плоды и блага»4.

Ок. 1300 г. Братья Отье говорили: «Бог не создает хорошего урожая, и не насылает его, потому что урожай зависит от гноя, которым удобряют землю».5 «Если засеять рожь на камне, то не взойдет, потому что всходы зависят от плодородия».6 «Если бы Бог мог сделать так, чтобы зерно, засеянное на камнях, росло так же, как и на хорошей почве, то зерна, засеянные на камне, росли бы так же хорошо, как и в земле. Но происходит так, как происходит, потому что земля плодородит, но Бог не имеет к этому никакого отношения».7 – «Это время, идя своим чередом, делает так, что вначале приходит зима, а потом все цветет и дает зерно».8 – “Бог ничего не делает в этом мире. Не Его творениями являются цветы, плоды, зачатие и роды. Не Он создает эмбрионы. В большинстве случаев не делает Он ничего в этом мире» 9. – В принципе, на «земле живущих» не будет плодородия: «И когда всё созданное Богом-Отцом, то есть все духи, соберутся на небе, злаки будут родить, вырастать и цвести, но не будут приносить зерна, а виноград будет иметь лозы, но не плоды, а деревья будут одеты в цветы и листья, но не плодоносить…»10

Можно сделать вывод о том, что как в области свободы воли, так и происхождения растительности, радикальный дуализм должен был бороться оружием логики с традиционными взглядами, о которых свидетельствуют мифы. Потому не стоит давать себя обманывать дихотомической систематизации, объектом которой был дуализм, особенно со стороны итальянских католических полемистов. Разница здесь прежде всего во взглядах на подробности, особенно в мифах о Падении, чем в фундаментальных метафизических расхождениях11.

1 Loc.cit. supra, p.28 r.7.

2 Госпожа Сабадолин из Годервилля (Лаурагэ), ок. 1233 г. (Рук. 609 Тулуза f 33 v).

3 Керси, до 1241 г. Doat XXI f 227 v.

4Керси, 1274 г. Doat XXV f 25 v ( Meretricium terrae, puteria).

5 Jacques Fournier, op.cit., t. II, s. 422.

6Реестр Жоффре д'Абли, рук. Lat. 4269 B.N. f 3 v, ок. 1300.

7 Священник из Монтайю (Арьеж), 1299, Jacques Fournier, op.cit., t. I, s. 230.

8, Jacques Fournier, op.cit., t. III, s. 347.

9, Jacques Fournier, op.cit., t. II, s. 58.

10 Loc.cit. r.60;ibid. t. I, s. 283 : non faciebat florere nec granare, nec hominem generationem nec animalium.

Douais, Documents, t.II, op.cit., p. 92 (1247 г., Тулуза).

11 См. infra.

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments