credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Космология и смешение. Продолжение


III.5. СВОБОДА ВОЛИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗЛА

 

            Здесь вновь следует вернуться к обстоятельствам Падения и связанных с ним мифов; недостаточно рассказать, каким образом произошло смешение, нужно объяснить его.

 

 

III.5.1.Отрицание свободы воли.

 

 Бог, как и дела Его, по природе своей чужд злу. Последнее не может происходить из выбора, который Бог должен был дать – или скорее не должен был дать – созданным Им существам. Если существуют падшие ангелы, то они не могли быть созданы Богом как способные выбирать между добром и злом: «Если народ Божий должен был бы взять из одного источника способность к выбору между добром и злом,  это значит, что добро и зло должны иметь одну и ту же природу». Об этом говорится и в Послании св. Иакова: «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода» (3,11).- «Не имея подобной свободы воли, Бог не может склонять как к добру, так и к злу. Не имея ее, не может также ее давать» - Св. Павел неоднократно говорил, что из добра не может родиться зло: « Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.» (Рим. 7,15); - «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.» (Рим. 9, 16). «Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1 Кор. 3,7).  «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие» (Фил. 2,13) итд. [1] Описывает это также Алан Лилльский: «душа, сотворенная Богом, не является нечистой. Это из-за смешения (fusione) она запятнана и испорчена. Страдает от насправедливости из-за тела. Почему она должна быть наказана за то, что делает тело, или за то, что является врожденным для тела? Она не имеет в себе проступка. Он происходит извне». [2].

Джованни де Луд жио, труд которого, известный уже Райнерию Саккони и найденный о. Донденом в 1939 г., первую часть своей Книги о двух началах посвящает опровержению тезиса о свободе воли; он исходит из прирожденного блага созданных существ, которые не могли сами по себе чувствовать искушения предаться не существующему еще злу.[3].

 

III.5.2.Ответственность за Падение.

 

Такими аргументами пользовались в теоретической дискуссии; однако существовали еще мифы и интерпретация Писания.

Если монизм подчиняет миловердие Божье Его всемогуществу, то дуализм жертвует провидением и всемогуществом ради милосердия.

Джованни де Луджио сформулировал это однозначно, говоря о том, что благой Бог «вынужден» действовать определенным образом из-за злого начала: «Нам следует по необходимости признать, что есть другое начало, начало зла, которое самым отвратительным образом действует против истинного Бога и его созданий. И это начало, как представляется, подвигает Бога против Его же собственных созданий и создания против их Бога, и заставляет самого Бога желать и стремится к тому, чего Бог сам по себе никогда не желал бы и к чему не стремился бы» [4].

В мифах о Падении наиболее страдает провиденциализм – дьявол мог проникнуть в небеса, уйти, вернуться и забрать с собой треть небесного легиона[5].

Однако здесь существует определенная трудность, поскольку в мифе заложена возможность сознательной деятельности падших духов или же их согласие на зло – даже если они стали жертвой обмана, часть их все же с большим желанием поспешила за сатаной. Таковые духи стали демонами, которых даже не нужно было вселять в «одежды». Невинные же жертвы падения, тоже совершили проступок, поскольку двинулись, чтобы посмотреть, что будет. Таким образом ситуация в мифе словно приводит нас назад к монистической теодицее, которая в течение всей истории катаризма идет рука об руку с дуалистической метафизикой, хоть и противоречит ей.



[1]Монета, op.cit, р.64-65.

[2]Цит. по Dollinger, Documents, op.cit., p.285. 

[3] Изд. Dondaine, p. 90-98: Thouzellier, op.cit,  p.160-277.   

[4] Изд. Dondaine, p. 88: Thouzellier, op.cit,  p.90.   

[5]Jacques Fournier, op.cit., t. II, s. 34.

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments