credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Анн Бренон. Катарские женщины. Ч.2.Средневековые женщины. 7. Женщина и право в Тулузе. Окончание

Наследование и матронимы

             Если канонические Пенитенциалии и кодифицированные Кутюмы столь красноречивы в отношении адюльтера и его последствий, то акты практической жизни говорят нам о совершенно других проблемах. Обычно, по общему правилу, после более или менее длительного периода супружеской жизни и смерти мужа, его вдова часто становилась главой семьи и хозяйкой дома до совершеннолетия детей. Но наследниками становились именно дети. А если они умирали, не достигнув совершеннолетия, то женщина отстранялась от преемственности. В качестве наследника обычай выбирал ближайшего родственника ее покойного мужа: брата или даже кузена. Система защиты оставшейся вдовой женщины строилась почти исключительно на ее приданом, и эта система, со всеми гарантиями, плохо ли, хорошо ли, но функционировала. Что касается людей небогатых, например мелких торговцев и ремесленников Тулузы, или крестьян Монтайю, то вдова из этих кругов общества не могла жить из того, что составляло ее приданое. Чаще всего, она должна была работать, чтобы выжить, или пыталась вновь выйти замуж. Но все же старинная система римского права в отношении приданого, несмотря на свои недостатки, определенным образом обеспечивала женщину Средиземноморья, являясь для нее тем, что тогда называлось «хорошим обычаем». Даже если это право оказывалось неэффективным в случае со слишком поспешными браками.

           

Теоретически, эта система защищала женщину даже во времена инквизиторского права. Во второй половине XIII века мы видим, как графский вигюйе или королевский офицер отдает вдове ее долю приданого, взятую из имущества, конфискованного у ее осужденного за ересь мужа – получившего пожизненное заключение или казненного…

             Независимо от кодификации Кутюмов, некоторые свидетельства о практике, из актов частного права или показаний перед Инквизицией, дают нам увидеть братьев, сыновей обеспеченных семей, из которых один наследник принимает имя отца, а второй – для наследства (по крайней мере, «духовного») – имя матери. Так, Раймон де Перейль в конце XII века унаследовал имущество и имя свой матери Фурньеры де Перейль (которая была еще жива, но приняла катарские обеты), а его брат Арнод Рожер избрал или получил имущество и имя их покойного отца, совладельца Мирпуа. Так, Арнод Сикре, из Акс-ле-Терм, отверг всякую катарскую традицию своей матери Сибиллы Бэйль, сожженной за ересь, а его брат жил со своей матерью и умер Совершенным, предпочитая, чтобы его знали под материнской фамилией Понс Бэйль. Примеров такого типа довольно много – по крайней мере, в области религиозного выбора – уже в хартиях окситанского феодального общества второй половины XII века.

             Фактически, за пределами области Тулузы, где, по-видимому, употреблялись исключительно патронимы, матронимы были распространены в графстве Фуа, в Альбижуа, Лаурагэ, Каркассес… Мы встречаем многочисленных Бернардов, Раймонов или Гийомов, которые носят имена их матерей: де На Рика, де На Флондина и т.д. Обозначает ли это одинокую женщину? Особо богатую наследницу? Женщину с сильным характером? Ведь мы знаем, что в Маконнэ еще в XIX веке, хотя и за пределами Окситании, но тем не менее, поэт по имени Альфонс был известен как «Ламартин».

             «В доме моей матери», говорит Арнода де Ламот, рассказывая о приходе двух катарских проповедниц своего детства. Можно сказать, что ни разу на протяжении своих долгих свидетельских показаний она не называет даже имени своего отца. Только скупое упоминание содержится во втором показании, где она кратко описывает всю свою жизнь. Арнода отмечает, что после первого отречения ее привели в Монтобан, «в дом ее отца и матери». Что это значит? Без сомнения, Осторга де Ламот принадлежала к числу знатных вдов, обремененных многочисленной семьей (мы не знаем точного количества ее детей, но Арнода упоминает множество имен своих братьев и сестер перед Инквизицией, их можно насчитать девять), и была назначена главой дома по завещанию мужа до совершеннолетия детей. Таким образом, решение посвятить двух девочек катарской Церкви является исключительно материнским, женским выбором.

             Возможно, Осторга решила отдать в религиозную общину Арноду и Пейронну еще и по экономическим причинам. Мы не знаем ни размеров состояния ее мужа, ни источников ее дохода, разве что можем сделать вывод, что это была благородная семья. Вероятно, вдова разумно рассудила, что следует «пристроить» два лишних рта, двух старших дочерей, которым уже надо было давать приданое. Возможно также, что в этой женской и материнской воле следует видеть привлекательность катарской религиозной жизни, которая влияла на саму Осторгу.

             - Как бы то ни было, скорее всего, именно эта интерпретация тебе нравится больше всего, потому ты ее и выбрала.

             - Но ты же видищь, я сделала все, что можно, чтобы тщательно обсудить свой выбор! Придать правдоподобный смысл поступкам, попытаться разгадать мотивы, несмотря на опасные и неизбежные ловушки… Осмелиться открыть двери воображению, но совсем чуть-чуть, и почти тайком…

             - И остерегаться того, чтобы буря чувств не сорвала все паруса!

             Собственно говоря, сама Осторга сделалась Доброй Христианкой, когда все ее дети достигли совершеннолетия и когда ее другие дочери, Марода и Дульсия (возможно, старшие, традиционно более обеспеченные, или, как я думаю, скорее, младшие, слишком маленькие для того, чтобы отдавать их в катарское обучение во времена мира) не вышли замуж. Тогда она de facto перестала быть главой семьи и исполнительницей завещания своего мужа. Не имея больше других средств к существованию, кроме своего приданого, она вступила в ряды тех относительно бедных вдов, которые предпочли религиозную жизнь сомнительным радостям повторного брака.

             Вот таким образом Церковь «обычного катаризма», к чему мы еще вернемся, функционировала приблизительно так же, как и ее «кузина» - Римская Церковь.

Tags: Анн Бренон, Анн Бренон книги, Анн Бренон. Катарские женщины, Катары катаризм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments