credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Анн Бренон. Катарские женщины. Ч.2.Средневековые женщины. 7. Женщина и право в Тулузе

7

ЖЕНЩИНА И ПРАВО В ТУЛУЗЕ.

Обычное право

             Средневековая женщина согласно католической теологии, запрещавший ей доступ к священству, была несовершенным существом. Она была неполноценной личностью, согласно каноническому праву, которое подчиняло ее власти и защите мужчины. Однако она могла пользоваться независимостью благодаря обычному праву. То есть в пределах светского общества и с точки зрения гражданского права ее юридическая дееспособность раскрывалась полнее и шире, и позволяла ей действовать и говорить – существовать наравне с мужчиной.

             По крайней мере, так было в Тулузе, как, впрочем, и по всему Лангедоку. Конечно, в зависимости от места эта общая ситуация имела свои нюансы. Древнее обычное право римского происхождения, передаваясь по устной, несколько фольклоризованной традиции, породило Тулузские Кутюмы. Они были официально отредактированы только в 1286 году, когда открытие наново настоящего римского права освежило и осовременило эту практику. Эти Кутюмы - хотя от них дошла до нас только поздняя версия - не менее представительны, чем неписаные юридические обычаи предшествующих периодов, зафиксированные как минимум с середины XII века, и не очень отличающиеся от подобных Кутюмов, к примеру, Монпелье или Каркассона[1].

             Если мы сравним текст этих Кутюмов с тем, что нам известно из некоторого количества практических документов XII-XIII веков, завещаний и брачных контрактов, то можно составить себе представление о конкретике юридической жизни тогдашней окситанской женщины. Можно сказать, что если католическая теология и каноническое право распространялись унифицировано и, бесспорно, по всей территории средневековой христианской Западной Европы, то Кутюмы светского права так же различались между собой, как общества, культуры и светские власти, из которых они исходили. На страницах этой книги мы, таким образом, будем говорить только о Тулузе и Лангедоке, и воздерживаться от обобщений…







[1] По поводу подробностей можно обратиться к двум прекрасным статьям: Henri GILLES «Le statut de la femme en droit toulousain”, Cahier de Fanjeaux, n 23, 1988, и John H. MUNDY “Le marriage et les femmes a Toulouse au temps des cathares”, Annales, E.S.C, I, 1987.

Tags: Анн Бренон книги, Анн Бренон. Катарские женщины, Катарские женщины, Катары катаризм
Subscribe

  • О посте у катаров

    О посте у катаров. В эти дни католики и православные переживают первую неделю Великого Поста. Для катарского клира - Добрых Людей – пост…

  • Об избиении невинных

    Все знают библейскую историю о том, как пришли к Ироду три мудреца с Востока и сказали ему: «Где должен родиться Царь Иудейский, о котором мы…

  • О бегстве в Египет

    О бегстве в Египет Прошло не так уж много времени после Рождества. Обычно земные матери в такие дни лежат в постели, наслаждаясь первыми минутами…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments