credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Космология и смешение. Продолжение

III.2. ВТОРОЙ КОНТАКТ.

 

Люцифер (или Сатана) прибегал не только к силе. Он также пользовался хитростью. Обманом он проник в Царствие и предложил небесным духам то, чего они до той поры не знали, и это позволило ему забрать часть из них с собой, согласно Откр. 12, 4: «хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю».

           

На основе этих отрывков развились различные версии, относительно которых трудно утверждать, происходят ли они от самих катаров, не особенно сведущих верующих или злостных противников [1].

По-разному воспринимали и время контакта: одни считали, что первым был второй контакт, иные, что первый, а иные – что все это происходило одновременно.

Для обеих катарских школ основанием в Святом Писании была притча о дурном управителе. Альбигойцы вроде были имели на эту тему ряд мифов, дошедших до нас без цитат или доказательств [2]

            Монета представляет все это в достаточно правдоподобном виде, опираясь на тексты и полемику:

 

 Из Святого Писания недвусмысленно видно, что небесные существа, которых мы обычно называем ангелами, согрешили в небе…а те, кто верит в два начала, утверждают, что первородный грех произошел не из их свободной воли, поскольку никогда ею не обладали.[3] Утверждают, что сын злого бога проник в небеса и там, преобразившись в ангела света, привлек к себе (dilectus est) ангелов Божьих и они приняли его, как имеющего власть (villicus) над ними; как их господину ему было удобно обмануть их, благодаря своему красноречию он толкнул их на дорогу греха т увлек в ту страну (на землю) [4]

 

Катехизис соединенный с молитвой, современников Пьера Отье, ок. 1300 года, напоминает Быт. 3, 4-5, но имеет подобную структуру повествования:

 

… пали с неба, когда Люцифер их оттуда увлек, ложными упреками, что Бог обещает им только добро; дьявол же, поскольку был весьма хитрым, пообещал им зло и добро, и сказал, что даст им жен, которые им очень понравятся, и что одни будут господствовать над другими… и что все те, кто покорится ему и уйдут вместе с ним, получат власть творить как добро, так и зло, как Бог вышний; и что лучше им быть богами, знающими добро и зло, чем быть в небе, где Бог дает им только добро. Тогда они вступили на стеклянное небо, и когда туда попали, то пали и пропали…[5]

 

В проповедях народу, датируемых тем же временем, дьявол является в рай с образом прекрасно разодетой женщины, и духи бросаются вниз, за ней.[6]

Версия Пьера Отье, старого нотариуса, человека бывалого и образованного, ясно доказывает, что суть этого мифа разделялась практически всеми.

 

Вначале Отец Небесный сотворил всех духов и все души в небе, и эти духи и души были подле него. Позже дьявол явился к вратам рая, желая пробраться туда, и не мог этого сделать, но остался у врат рая на тысячу лет; затем все же хитростью проник в рай, и когда попал туда, убедил духов и души, созданные Отцом Небесным, что их судьба несчастна из-за того, что они повинуются Богу; однако, ежели они захотят пойти за ним и попасть в его мир, то даст им земли, виноградники, золото и серебро, жен и все иные богатства видимого мира. Обманутые его словами, духи и души, бывшие в небе, подались за ним; и все те, кто пошел за ним, пали с неба. А пало их столько, что падали девять дней и девять ночей, как густой дождь. Тогда Отец Небесный, которого оставило столько духов и душ, поднялся со своего трона, поставил стопу на дыре, через которую пали, и сказал оставшимся, что отныне те, кто уйдет, не будут знать покоя, а тем, кто пал, сказал : «Летите ныне, на какое-то время!»[7]

 

Зять Пьера Отье пытается толковать это по-своему:

 

Когда духи согрешили в небесах, Бог сделал дыру, через которую изгнал грешные души и таким образом сбросил их с неба…[8]

 



[1] Этим последним явно принадлежит повесть о том, как Люцифер проник на небо и соблазнил жену доброго бога, которая родила сына Христа. Рассказ этот фигурирует в рукописи, находящейся в шотландском собрании в Вене (Dollinger II, p. 612-613, см. Dondaine. La hierarhie cathare en Italie, op.cit. I, p. 229, прим. 38.) в качестве документа, присоединенного к фрагменту De heresi catharorum en Lombardia (Dondaine, ibid., p.311). 

[2] Монета приписывает абсолютным дуалистам взгляд, согласно которому Сатана явился в небо в виде ангела света. 

[3]См. Infra, s 69-70.

[4]Монета, op.cit, р. 36

[5]Jacques Fournier, op.cit., t. II, s. 461-462. – Эта тема поднимается тем же допрашиваемым на с. 508, и он подчеркивает, что это был первый контакт, а во время второго дьявол построил стеклянное небо.

[6] Дьявол стоял тридцать два года у райских врат, пока в конце концов привратник не сжалился над ним, и не впустил. Он сделал в раю дыру, и Бог, к которому воззвали верные ангелы, поставил стопу на этой дыре, чтобы покончить со всем этим. 

[7]Jacques Fournier, op.cit., t. II, s. 406-407..

[8]Jacques Fournier, op.cit., t. II, s/ 199-200. – В середине XIII века альбигойцы учили, как кажется, что падение продолжалось девять дней.:

O atrobas escrig ni don o as avut

C’aquel teu esperit que tu as receuput

Sia del cel que sai foron plogut

Que y ponhero IX dias ans que fosson cazut…

(Debat d’Izarn et de Sucard de Figeiras, ed. P.Meyer в Annuaire-Bulletin de la Societe d’Histoire de France. 1879, s.258)

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments