III.2. ВТОРОЙ КОНТАКТ.
Люцифер (или Сатана) прибегал не только к силе. Он также пользовался хитростью. Обманом он проник в Царствие и предложил небесным духам то, чего они до той поры не знали, и это позволило ему забрать часть из них с собой, согласно Откр. 12, 4: «хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю».
На основе этих отрывков развились различные версии, относительно которых трудно утверждать, происходят ли они от самих катаров, не особенно сведущих верующих или злостных противников [1].
По-разному воспринимали и время контакта: одни считали, что первым был второй контакт, иные, что первый, а иные – что все это происходило одновременно.
Для обеих катарских школ основанием в Святом Писании была притча о дурном управителе. Альбигойцы вроде были имели на эту тему ряд мифов, дошедших до нас без цитат или доказательств [2]
Монета представляет все это в достаточно правдоподобном виде, опираясь на тексты и полемику:
Из Святого Писания недвусмысленно видно, что небесные существа, которых мы обычно называем ангелами, согрешили в небе…а те, кто верит в два начала, утверждают, что первородный грех произошел не из их свободной воли, поскольку никогда ею не обладали.[3] Утверждают, что сын злого бога проник в небеса и там, преобразившись в ангела света, привлек к себе (dilectus est) ангелов Божьих и они приняли его, как имеющего власть (villicus) над ними; как их господину ему было удобно обмануть их, благодаря своему красноречию он толкнул их на дорогу греха т увлек в ту страну (на землю) [4]
Катехизис соединенный с молитвой, современников Пьера Отье, ок. 1300 года, напоминает Быт. 3, 4-5, но имеет подобную структуру повествования:
… пали с неба, когда Люцифер их оттуда увлек, ложными упреками, что Бог обещает им только добро; дьявол же, поскольку был весьма хитрым, пообещал им зло и добро, и сказал, что даст им жен, которые им очень понравятся, и что одни будут господствовать над другими… и что все те, кто покорится ему и уйдут вместе с ним, получат власть творить как добро, так и зло, как Бог вышний; и что лучше им быть богами, знающими добро и зло, чем быть в небе, где Бог дает им только добро. Тогда они вступили на стеклянное небо, и когда туда попали, то пали и пропали…[5]
В проповедях народу, датируемых тем же временем, дьявол является в рай с образом прекрасно разодетой женщины, и духи бросаются вниз, за ней.[6]
Версия Пьера Отье, старого нотариуса, человека бывалого и образованного, ясно доказывает, что суть этого мифа разделялась практически всеми.
Вначале Отец Небесный сотворил всех духов и все души в небе, и эти духи и души были подле него. Позже дьявол явился к вратам рая, желая пробраться туда, и не мог этого сделать, но остался у врат рая на тысячу лет; затем все же хитростью проник в рай, и когда попал туда, убедил духов и души, созданные Отцом Небесным, что их судьба несчастна из-за того, что они повинуются Богу; однако, ежели они захотят пойти за ним и попасть в его мир, то даст им земли, виноградники, золото и серебро, жен и все иные богатства видимого мира. Обманутые его словами, духи и души, бывшие в небе, подались за ним; и все те, кто пошел за ним, пали с неба. А пало их столько, что падали девять дней и девять ночей, как густой дождь. Тогда Отец Небесный, которого оставило столько духов и душ, поднялся со своего трона, поставил стопу на дыре, через которую пали, и сказал оставшимся, что отныне те, кто уйдет, не будут знать покоя, а тем, кто пал, сказал : «Летите ныне, на какое-то время!»[7]
Зять Пьера Отье пытается толковать это по-своему:
Когда духи согрешили в небесах, Бог сделал дыру, через которую изгнал грешные души и таким образом сбросил их с неба…[8]
[1] Этим последним явно принадлежит повесть о том, как Люцифер проник на небо и соблазнил жену доброго бога, которая родила сына Христа. Рассказ этот фигурирует в рукописи, находящейся в шотландском собрании в Вене (Dollinger II, p. 612-
[2] Монета приписывает абсолютным дуалистам взгляд, согласно которому Сатана явился в небо в виде ангела света.
[3]См. Infra, s 69-70.
[4]Монета, op.cit, р. 36
[5]Jacques Fournier, op.cit., t. II, s. 461-462. – Эта тема поднимается тем же допрашиваемым на с. 508, и он подчеркивает, что это был первый контакт, а во время второго дьявол построил стеклянное небо.
[6] Дьявол стоял тридцать два года у райских врат, пока в конце концов привратник не сжалился над ним, и не впустил. Он сделал в раю дыру, и Бог, к которому воззвали верные ангелы, поставил стопу на этой дыре, чтобы покончить со всем этим.
[7]Jacques Fournier, op.cit., t. II, s. 406-407..
[8]Jacques Fournier, op.cit., t. II, s/ 199-200. – В середине XIII века альбигойцы учили, как кажется, что падение продолжалось девять дней.:
O atrobas escrig ni don o as avut
C’aquel teu esperit que tu as receuput
Sia
Que y ponhero IX dias ans que fosson cazut…
(Debat d’Izarn et de Sucard de Figeiras, ed. P.Meyer в Annuaire-Bulletin de