Раздел III.
Космология и смешение
В том значении, в котором мы анализируем положение дел сейчас, два начала не должны были иметь ничего общего между собою. Однако этот анализ являлся не исходным пунктом мысли, а, наоборот, следствием констатаций, сделанных людьми на тему их собственной судьбы, констатаций, которые породило в них Откровение.
В разделенной вечности двух начал произошел временный контакт, который выразился в смешении, а именно в человеческом смешении.[1] Описание этого контакта, этой временной трагедии, а также описание человеческого смешения, катары взяли из Библии, а не создали собственное, как это было в случае Мани с его Письмами.[2]
III.1. ПЕРВЫЙ КОНТАКТ.
Злое начало не могло не отдавать себе отчет в своей неполноценности, и должно было стремиться если не сравниться с Богом, то по крайней мере, навредить Ему[3]
Злое начало, Сатана, создало с помощью своего сына, Люцифера, мир, состоящий из земли и семи небес, размещенных на «стеклянной» основе.[4] Из Книги Исайи (14, 13-14) катары выводили, что Лукавый возжелал проникнуть в небо и там вознести свой трон «Царя Вавилонского».[5] Из слов пророка (14,12) они делали вывод, что этот «Царь Вавилонский» есть никем иным, как денницей, Люцифером[6]
Отсюда переходили к Апокалипсису. Говорится там: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы Его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною» (Откр. 12, 7-9). В некоторых проповедях и представлении верующих эта сцена еще усиливалась, приобретая фольклорные черты: «Два бога сражались в небе, один против другого, и кровь поднялась на высоту городских стен»[7]
Из-за падения Сатаны разбилась «стеклянная» основа.[8]
[1] С фр. compose humain,.
[2] В этой последней системе смешение происходит вследствие хаотического вторжения злого начала на границы, отделяющие злое от доброго. Тогда последнее начало не имеет иного выхода, чтобы отдать ему часть себя на пожрание.
[3] Liber de duobus principiis , изд. Донден, р. 88.
[4] Монета, op.cit., p 84. При этом солнце и луна принадлежат злому делу творения, не так как в манихействе.
[5] Монета, op.cit., p. 39.
[6] Монета, p. 40-41.
[7] Дающие показания из Лавор (Тарн), ок.
[8] Quod celum cum ascendissent fractum fuit, et diabolus…cecidit de celo (J. Fournier, t.II, p. 58)М - Fractum fuit celum quod erat vitreum (Dоat XXXIV ff 95 v 95r).