credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Анн Бренон. Катарские женщины. Ч.2.Средневековые женщины. 6. Окончание. Ответ Церкви

Юристы и теологи, разрабатывавшие в те времена каноническое право, согласно которому надлежащее место заняло таинство брака, были мизогиничны не более, чем весь христианский менталитет того времени, то есть, вполне естественными мизогинистами. Они ясно осознавали себя людьми, желающими помочь «слабому полу», обеспечить ему гарантии стабильного союза, основанного на взаимном согласии, предложить ему средства достижения идеала христианской жизни, то есть, как можно лучшего исполнения роли жены и матери. Христианской супруги, работящей, целомудренной и скромной, искупившей этими добродетелями свое врожденное стремление к похоти.

              

Согласно той же логике, культ Девы Марии, который начал тогда распространяться, внес свой вклад в это освящение роли супруги и матери, да еще и призвал женщин хранить целомудрие. Мария частично преодолела падение Евы, этой изначальной грешницы, с которой началось все зло, Евы, которая долго служила прототипом самой женщины-искусительницы, символом всего пола. И наконец, женственное бытие Марии в плане ангельской чистоты, соответствовало и идеалу мужского аскетизма, адепты которого на протяжении многих столетий бежали в пустыню от плотских искушений под чистые небеса.

               Один из самых живых интеллектуальных умов той эпохи, философ и теолог Пьер Абеляр, особенно поддерживал эту теорию квази-искупления женщин Девой. Правда, его подруга и несчастная супруга, слишком мудрая /ученая Элоиза, первой почувствовала на себе отголосок доминирующей идеологии. Она сама послужила как бы доказательством того, до какой степени брак может противоречить призванию святого человека в его исследованиях и поисках Бога. Однако Абеляр всегда считал Элоизу исключением, даже когда обстоятельства сложились так, что они должны были окончательно расстаться, и каждый из них принял обеты. Элоиза стала аббатисой монастыря Параклета, основанного Абеляром специально для нее, и из своей кельи переписывалась с другом на том же высоком уровне теологической культуры и сердечной привязанности. Теперь мы находимся в середине XII века, в виду высокородных дам Фонтевро и нарождающейся куртуазной Любви.

               После первых женщин, жаждущих Бога и последовавших за Робером д'Арбрисселем (с перспективой оказаться еретичками, если бы их святой отшельник не был бы столь осторожен и не утратил бы ласки Римской Церкви), великие дамы тоже начали селиться в Фонтевро: Петронилла де Шемилль, первая аббатиса, а также Бертрада де Монфор, любовница короля Франции, Эрменгарда Андуйская, вдова герцога Бретани, герцогиня Аквитании Филиппа Тулузская, или невестка короля Франции Матильда Анжуйская. Эрменгарда из Бретани даже испытывала симпатию к цистерцианской духовности, находясь в полулюбовной переписке со святым Бернаром.

               Девственницы или вдовы, посвященные Богу, монахини католической Церкви играли в XII веке относительно небольшую, но блестящую роль. Некоторые из них, как Элоиза, Херрада Лансбергская или Хильдегарда Бингенская возвысились даже до уровня интеллектуалок и заслужили имя женщин Божьих; они писали трактаты и книги на религиозные темы. Но хотя мы говорим о женщинах, Хильдегарда, впрочем, как и Элоиза, принимала маскулинную точку зрения того времени, не требуя ничего: она, разумеется, восхваляла христианский брак и особенно противилась всякой идее женского служения. Женщины, объясняла она, недостойны этого, как «сосуды слабости и бессилия». Они созданы, чтобы рожать и растить детей, а не чтобы править мессу! [1]

               Самым высоким местом в духовном универсуме, которое Римская Церковь позволяла занимать женщинам, была жизнь монахини в молчании затвора. Еще стоит заметить, что доступ туда имели, как правило, молодые девушки и вдовы из высшего общества, и только основание в XIII веке ордена кларисок, заметно отличавшегося от других, привело к относительной «демократизации» женского монашества.

               Особенно на юге современной Франции основание ордена Фонтевро было очень важным явлением, поскольку там наблюдался крайний недостаток женских монастырей[2]. Около 1100 года там насчитывается всего лишь семь маленьких женских аббатств на территории четырех огромных провинций Юго-Запада – от Магелона (Монпелье) до Бордо. В Тулузен Фонтевро построило три приории: Леспинасс, Лонгажес и Сен-Круа-Вольвестр. Для сравнения, Сито в XII веке основало одно женское аббатство возле Мюрет, - «Молитвы Господней», а другое в Каркассес. Но интересно то, что те окситанские регионы, которые с середины XII века внутри своего общества стали развивать формы религиозной жизни Христиан-катаров, не предлагали женщинам практически никакой возможности посвятить себя Богу по Римскому обряду.

               С начала XI века, и независимо ни от каких еретических склонностей, здесь родились достаточно оригинальные формы практики женской религиозной жизни… Наряду с редкими случаями великих дам, которых их семьи делали аббатисами, можно было видеть вдов, посвящавших себя Богу и, возможно, принимавших индивидуальное монашество, на периферии крупных мужских монастырей. Самое интересное, что кое-какие из этих «призванных Богом» женщин вели посвященную жизнь в собственном доме в религиозном облачении, соблюдая обеты целомудрия и воздержания. Сто лет спустя катарские дома прекрасно вписались и в эту средиземноморскую традицию.





[1] Цит. по Marie Therese d'ALVERNY, «Comment les theologiens voient la femme” в La Femme dans les civilizations des XI-XIII siecles. op.cit.

[2] Эта тема очень ясно и полно раскрыта в коллективном труде «La Femme dans la vie religieuse du Languedoc, XIII-XIV siecles”, Cahier de Fanjeaux, n 23, 1988, особенно см. Elisabeth MAGNOU-NORTIER.

Tags: Анн Бренон книги, Анн Бренон. Катарские женщины, Катарские женщины, Катары катаризм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments