credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Анн Бренон. Катарские женщины. Ч.2.Средневековые женщины. 6. Продолжение. Любовь и ересь


  • Любовь и ересь


Фактически с самого начала XI века первые еретические движения в Западной Европе, о которых сообщают нам хронисты, заявляют о себе как о непосредственных преемниках старой ранней христианской традиции аскетизма и стремления к ангельским идеалам. Крестьянин Лиотар, обратившийся из-за внезапного просветления, разбил церковное распятие и начал проповедовать соседям «под конец эпохи Тысячелетия», как пишет Рауль Глобер, а также отослал свою жену, чтобы следовать, как он считал, Евангелию . По крайней мере, так все это выглядит через кривое уменьшительное зеркало церковных хронистов. Но в случае с канониками, сожженными в Орлеане в 1022 году, особенно ясно предоставляется, что отвержение ими брака и пола происходило потому, что эти явления мешают человеческому существу подняться к божественному свету.
Здесь речь идет о человеке как таковом - как мы говорим сегодня – а не о специфическом мужском бытии, отличимом от женского, несовершенного и искусительного по своей природе. Ереси XI века, как и катаризм, четко проступающий в следующем столетии, имели ту особенность, что они не отбрасывали женщин с отвращением, а наоборот, принимали их в общую мечту о преодолении всякой сексуальности, всякой разницы, о возвращении к чистоте небесного бытия, о божественных любовных отношениях «чистых духов». Балансирующие на грани между ересью и ортодоксией евангельские движения изливали на дороги Западной Европы толпы в лохмотьях. Эти толпы в поисках Бога шли за каким-нибудь красноречивым бродячим проповедником. Они и состояли как из мужчин, так и из женщин, а их учасники разумеется, воспринимались католическими комментаторами того времени как лицемерные развратники. Однако именно ровню, сестру, искали в женщине безумцы Божьи XI века.
Один из таких безумцев Божьих сразу же после григорианских реформ стал считаться святым, и был беатифицирован Римской Церковью: Робер д’Арбриссель, сын сельского кюре из Бретани, основавший орден Фонтевро. Этот орден отличался от других наличием двойного монастыря с одним помещением для женщин, а вторым – для мужчин. Этим всем руководила одна аббатиса - женщина. И вот, получается, что мы стоим у истоков куртуазной Любви (а на досуге, когда случится такая оказия, мы поговорим об этом больше). Но большинство этих безумцев Божьих были отвергнуты великой Церковью в ересь.
Сразу же после григорианских реформ еретики, или те, кого так назвали, отвергли таинство брака. Они восстали против богохульства, которым, с их точки зрения, было придание религиозного смысла чисто телесному и светскому акту, матримониальному союзу. Они во всеуслышание заявляли, что брак, прелюбодеяние и даже инцест – это один и тот же грех; что сакрализация брака – это обман, и что клирики не имеют права благословлять соединение тел, поскольку это, без всякого сомнения, является скверной. Катары прекрасно вписывались в эту традицию .
Невозможно не упомянуть о том факте, что практически в то же время и в тех же местах, где было заявлено о духовном равенстве между мужчинами и женщинами, объявленном ересью Римской Церковью, родилась и новая концепция любовных отношений, которую мы знаем под названием куртуазной Любви. В Западных Марках возле Фонтевро и в первых покаянных монастырях Робера д'Арбрисселя, под окситанским пером первого трубадура Гийома IX Аквитанского, но также и под латинским пером такого сурового святого, как Бернар из Клерво, забила ключом весна поэзии и чувств. Эта поэзия поставила радость любить над удовольствием быть любимым, и тоже заявила о равенстве мужчины и женщины перед Любовью.
Будучи игрой клириков или рыцарей, куртуазная Любовь являлась всего лишь чем-то вроде литературной моды высшего общества, и главной ее функцией была попытка светского воспитания и облагораживания обычаев носителей меча. Немного дальше в этой книге у нас будет возможность рассмотреть чисто окситанскую разновидность этого явления, которая тоже заявила о себе явственно и громко – я имею в виду Искусство Любви трубадуров. Здесь важно лишь обратить внимание на такое совпадение: равенство Дамы и Возлюбленного в любовных отношениях может осуществляться только вне брака, причем не с целью утоления желания, а с целью расцвета радости и совершенствования светских добродетелей. Во всем этом словно слышится мирской отголосок еретического спиритуального вдохновения, видевшего союз мужчины и женщины как брата и сестры, вне телесной любви, вместе идущих по дороге к божественному свету.
До и после григорианских реформ, на этом великом средневековом переломе, когда всё нормализировалось и регламентировалось, когда Римская Церковь во всё вмешивалась и повсюду навязывала свои порядки, когда матримониальная институция, будучи актом социальной жизни, была заперта на ключ, сделавшись таинством в глазах Бога и мира, женщина, отнесенная к вечному меньшинству, подчиненная мужчине каноническим правом, описанная в католической теологии как несовершенная копия своего супруга, нашла средство быть услышанной. Во времена этого великого средневекового поворота в дуновении ереси рождалась Любовь, и вообще, наступала весна.
И в этой весне выявилась воля женщины, так как она стала требовать себе право как на духовную жизнь, так и на сердечный выбор.
Tags: Анн Бренон книги, Анн Бренон. Катарские женщины, Катарские женщины, Катары катаризм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Список всех ссылок

    Анн Бренон. Катарский словарик. Предисловие. Анн Бренон. Катарский словарик.Хронология Анн Бренон. Катарский словарик. Буква А. Анн Бренон.…

  • В ожидании. Пятидесятница

    «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, … (вы) говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в…

  • Праздник ли Вознесение?

    «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Recent Posts from This Journal

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Список всех ссылок

    Анн Бренон. Катарский словарик. Предисловие. Анн Бренон. Катарский словарик.Хронология Анн Бренон. Катарский словарик. Буква А. Анн Бренон.…

  • В ожидании. Пятидесятница

    «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, … (вы) говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в…

  • Праздник ли Вознесение?

    «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас…