credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Анн Бренон. Катарские женщины. Ч.2.Средневековые женщины. 6. Бог, плоть и порядок. Презрение к миру.

Отвращение к миру и женская плоть

               Разумеется, сразу же бросается в глаза то, что это средневековое западноевропейское общество является религиозным, христианским. Свободомыслие было чем-то непостижимым во времена «кафедральных соборов» и «белого плаща церквей». Атеизм встречался крайне редко, чтобы не сказать, что он не существовал вообще. Рационализм сам по себе означал божественный порядок. Это общество было христианским даже в своих насилиях и ошибках, в своей справедливости и несправедливости. Все, что предписывалось, основывалось на Книге и ее Канонах. «Авторитетами» были Святые Писания. Нельзя было вообразить себе ценностей, фундаментом которых не были бы предписания Евангелия – или их официальная интерпретация викарием Христовым на этой земле -Папой Римским, и всей иерархией святейшей Церкви.

              

Традиционно, начиная с Отцов Церкви, и особенно восточных, христианская Церковь декларировала презрение к миру и плоти, а ее клирики и духовная элита проповедовали аскетический идеал и абсолютную чистоту. Отрешение от сексуального желания и девственность могут намного лучше, чем обычное целомудрие, обеспечить моральное совершенствование и дорогу к Богу. После Иеронима, после Августина, после Скота Эриугены и каролингских епископов, Аббон, аббат из Флери-на-Луаре, в конце Х века смог аргументировать свой трактат о религиозной морали образом лестницы совершенств. На самой высшей ступени ее он поставил монахов и девственников над простыми священниками и клириками, которые давали только обеты целомудрия. Само собой, еще ниже размещались женатые мужчины, всего на одну ступень выше обычных и необычных развратников.

               Согласно той же традиции, женщина считалась причиной падения мужчины. Начиная с Евы, нашей всеобщей праматери, женщину представляли похотливой искусительницей на службе Зла, только и мечтающей о том, как бы отвадить мужчину от его дороги к Богу. Уже святой Павел в первые века христианства позволяет ей участвовать в благочестивых собраниях, но с покрытой головой и молча. Главой всякого человека является Христос, уточняет он, а главой женщины – мужчина.

               Среди Отцов Церкви святой Амвросий наиболее откровенен: зло началось с падения, то есть с женщины, и с нее же началась ложь. Это женщина стала причиной падения мужчины, а не мужчина – женщины. Святой Августин объясняет даже, что женщина должна быть руководима и управляема мужчиной по той же причине, по которой душа управляет телом, а разум и добродетели должны доминировать над животной частью человеческого бытия…

               Собственно говоря, в этой старинной христианской традиции женщина представляет собой существо менее совершенное, чем мужчина. Разве не говорится, к примеру, в Книге Бытия, что мужчина создан по подобию Бога, а женщина – только по подобию мужчины? По своей природе женщина является существом слабым, несознательным, непостоянным; она вечно жаждет роскоши и обуреваема телесными желаниями. Исидор Севильский, собравший и образно выразивший в своих Этимологиях идеологические концепции первых четырех веков христианства, выводит слово vir – мужчина по латыни – от слова vis – сила. И наоборот, он связывает слово mulier – женщина – с семантической семьей слов mollis/mollitia - манерность, изнеженность, слабость[1]. Слабое, ленивое существо, чрезмерно склонное к чувственным удовольствиям, женщина представляет серьезную опасность для того мужчины, который хочет достичь Спасения. Романская скульптура все еще выставляет напоказ в клуатрах мужских монастырей гротескное и навязчивое изображение женской наготы - носительницы дьявольского искушения.

               De Contempta MundiОтвращение к миру, отвращение к плоти, согласно наиболее развитой католической теологии того времени, это, прежде всего, отвращение к женской плоти.





[1] Стоит обратиться к прекрасной статье Marie Therese d'ALVERNY, «Comment les theologiens voient la femme” в коллективном труде La Femme dans les civilizations des XI-XIII siecles. Centre dEtudes Sup. de civilization medieval de Poitiers, 1977.

Tags: Анн Бренон книги, Анн Бренон. Катарские женщины, Катары катаризм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments