credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Дуализм. Продолжение

II.1.4.1 Видимый мир.

 

 Таким является все, что можно познать разумом, а прежде всего мир. «Небо и земля прейдут».

Иисус сказал: «Я не от сего мира» (Ио. 8, 23), и Своим ученикам: «а как вы не от мира…потому ненавидит вас мир» ( Ио. 15, 19). Иоанн говорит: «Не любите мира» (1 Ио. 2, 15) и «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.» (1 Ио. 2, 16).  Иаков говорит: «не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.» (Иак. 4, 4).

Согласно Эрменгауду, «катары говорят на своих тайных собраниях, что этот мир и все видимые вещи, как небо, солнце, луна, звезды, земля, все живые существа и люди, и все, что есть на земле; море, рыбы, и все, что есть в море, не были сотворены всемогущим Богом, но князем злых духов».[1]  Во время инквизиционных процессов XIII века рефреном звучит :“De visibilibus, quod Deus non fecit ea…», а признания дающих показания не слишком расходятся между собой на эту тему.[2]

 

Когда спросили Пьера Гарсиаса, создал ли Тот, Кто умер на кресте видимые вещи, он ответил что нет, поскольку Он в высшей степени благ, а ничто из видимых вещей не является благим. Значит Он не творил ни одной из них. По поводу фразы «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» (Кол. 1,16), отвечал, что следует это интерпретировать как «видимое сердцу и невидимое для глаз телесных» [3]

 

Очевидно, что в этом отрывке речь идет о духовных вещах, ведь Павел говорит «престолы ли…»[4]

То, что мир не является благим, никто не подвергал сомнению. Видели в этом доказательство существования иного творца, поскольку «Не может дерево доброе приносить плоды худые» (Мт. 7, 18)[5] Поговаривали, что Раймонд VI шутил по этому поводу: “Видно, таки дьявол создал этот мир, ибо ничто в нем не происходит согласно нашим желаниям» [6]

В конце концов, «Бог слишком велик, чтобы унизиться созданием этого мира»[7] Даже если творение Ему не чуждо, не может Он быть его непосредственным виновником: «Все видимые вещи возникли по воле Божьей и с Его согласия, но не Он их создал» [8]

Убеждение это держится почти без изменений до конца катаризма:

 

Есть два мира, один видимый, другой невидимый. В каждом из них есть свой бог. В невидимом мире есть добрый Бог, который спасает души. Второй мир, видимый, имеет злого бога, который создал видимые и преходящие вещи.[9]

 

Бог создал только духов и то, что не может ни испортиться, ни уничтожиться, ибо Божьи дела пребудут вечно; а все вещи видимые и ощутимые, такие как небо и земля, и все, что там находится, за исключением одних только духов, являются творением дьявола, князя мира сего; а поскольку он эти вещи создал, то они портятся, поскольку он не может создать ничего прочного и стабильного.[10]  

 

Почему ты говоришь, что Бог не создал ни моих рук, ни моих глаз? – Бог сказал, что ничто из вещей сотворенных Им не может быть уничтожено, ибо Слово Его, которым Он все сотворил пребудет вовек, и потому ничто из того, что создал Отец, не может погибнуть. А поскольку все, что пребывает в этом видимом мире, погибнет и будет уничтожено, не создал Он ничего из этого. Сделал это князь мира сего. Ибо Бог Отец не создал и не сделал ничего, что не было бы добром. Однако, взгляни, сколько злых вещей творится на свете, как например бури и грозы. Не Бог их создал, а Его враг, князь мира сего.[11]



[1] PL 204, t. 1237.

[2] Doat XXI f 223 r, (ок. 1241 г) итд….Эта идея даже начала овладевать умами католиков, -  например один из жителей Монтескью (Верхняя Гаронна) говорил ок. 1275 г. «Бог не даровал человеку зрения, разума и сознания, а только дал в долг, потому что человек не может утратить того, что дал ему Бог» (Doat XXV, f 203 v).  

[3] Douais, Documents, t.II, op.cit., p. 92 (1247 г., Тулуза).  

[4] Traite anonyme, ch. XIV.  

[5] Этот отрывок часто цитировался дуалистами. Здесь: Douais, ibid, p. 106 , речь идет о проповеди Бернарда де Ламот, Старшего Сына тулузской катарской епархии (ок. 1226 г.)  

[6] Пьер де Во де Серней, op.cit., p.17.  

[7] Верующая из Лемпот (Тарн), ок. 1269 г. Doat XXV, f 167 v.  

[8] Ок. 1230-1238 гг, во время осторожных проповедей для знати из Монтескью-Лаурагэ (рук. 609 Тулуза f 65 v). Формулировка иногда была достаточно тривиальной: ок. 1270 года одна верующая из Виллефранш-де-Руергэ (Авейрон), показывая куме свой дом, погреб и все прочее, сказала, что все это происходит от дьявола (Doat XXV ff 7 v-8-v).

[9]Лангедок, 1302 г. Doat XXXIV, f 99 v.

[10]Приходской священник из Монтайю (Арьеж), ок. 1299 г. Ж. Фурнье, t.I, p 227-228.

[11]Белибаст, ок. 1318 г., ibid. t. II, p. 35-36.

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments