credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Дуализм. Продолжение

II.1.3. Благое дело творения.

 

Из черт Бога следует, что дело Его не может испортиться, уничтожиться или погибнуть: это постоянная тема проповедей.[1] Читаем в Книге Экклезиаст: «Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек» (Эккл. 3,14) И Господь говорит в Евангелии: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мт. 24,35). Если небо и земля должны прейти, значит, они не созданы Всемогущим, ибо то, что Он создал, пребывает вовеки.[2]

Дело Господа по природе своей духовно. Он – Творец духов, Он – их Отец и источник. Духи эти – единственный след творчества Бога на земле. Если они – следствие вечной причины, то и они должны быть вечными. Творение это не является творением a nihilo, согласно с классической разницей между “делать» и «творить»; понятие творения не может быть понято в своем узком значении[3], а в различных значениях, которые появляются в Святом Писании: из хорошего лучшее, из плохого хорошее, из плохого худшее. Творение Богом духов – это не одно из них. Это эманация «всей вечности, как сияние или лучи солнца, не опережающего своих лучей по времени, но только по причине или по природе»[4]. Бог творил, черпая из Своей божественной субстанции: «Основанием их заблуждений… является – с чем я сталкивался в признаниях почти всех совершенных – провозглашение тезиса, что душа первого человека имеет божественную субстанцию, и даже, как можно сделать вывод из этого убеждения, сама является божественным духом» - пишет инквизитор Этьен де Бурбон.[5]

По-видимому, к такому духовному творению относился целый иной мир. Мессианское послание Пророческих Книг и Нового Завета позволяла признать за Отцом Небесным творение «новой земли и нового неба», «земли живущих», «небесного Иерусалима», где находится «трон Божий», где стены из сапфира, а улицы из золота.[6]

Конечно, забота об использовании всех текстов с одной стороны, и простота не сильно склонных к абстрагированию верующих, с другой, могли привести к упрощению описания этого иного мира. Однако, как представляется, следует оставить на совести злоязыких полемистов, продвинувших до границ абсурда тезисы, едва начерченные катарами. В принципе можно сказать, что их описание иного мира не отклонялось от ортодоксии.

 

II.1.4. Злое дело творения.

 

В отличие от Божьего дела, res stabilitatis, для дела злого начала характерна нестабильность, постоянная изменчивость, преходящесть и тленность, о чем свидетельствует как опыт, так и Писание. Непосредственной аллюзией к этому творению, с которым Иисус не имеет ничего общего, являются слова св. Павла «ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4, 18).



[1] «Бог не уничтожает того, что создает, Его дело непреходяще» (Около 1241 г., Лангедок, Doat XXI, f 217 v); «Ничто из того, что исходит от Бога, не может истлеть» (Ок. 1245 г., рук. 609, Тулуза, f 103 r); «Все, что есть в мире, создал дьявол, князь мира сего, и все вещи гибнут и уничтожаются, как паучьи нити, за исключением только духов, которых сотворил Бог» (Ок. 1300 г., Ж. Фурнье, t.I, s. 237)

[2] Эврар Бетюньский, ок. 1240.

[3] Монета, р. 70.

[4]  Р. Саккони, op.cit, цитирует Джованни де Луджио. Монета однако, не говорит об этом, и подобное высказывание не содержится в наличествующем у нас издании Liber.  

[5] Монета, р. 70; - Этьен де Бурбон, изд. Lecoy de la Marche,  op.cit., s 294. Не следует однако понимать буквально слова «первого человека»; - Ж. Фурнье, имея ту же информацию, склонил даже свидетелей к признанию, что «духи являются субстанцией или частью Бога».

[6] Traite anonyme, op.cit. p. 100-110. 

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments