credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Дуализм. Продолжение

 

II.1.2 Теология злого начала.

 

            Злое начало по простой аналогии  называется злым богом или богом зла. Однако оно не является Богом, поскольку у него нет присущих божественному черт. Альбигойцы, согласно Эврару Бетюньскому, «утверждают, что есть два бога, и один из них спасительный и добрый, и в него веру они признают; а другой, сотворивший все вещи и сформировавший человека, является злым, и они в него не верят» [1].

           

У этого так называемого бога недостает главного божественного качества: абсолютного существования. Его сравнивают с библейским царем Тира, о котором Господь говорит в Книге Иезекииля: «ты сделаешься ужасом, и не будет тебя вовеки» (Иез.28,19). [2]

            Когда злой бог воспринимался как личность, то у него появлялась злая троица: «Говорят, что существует злая троица, которую они называют богом мира этого и князем тьмы» [3].

            Имя ему Сатана[4], или же «главный дьявол» [5] , он также «чужой бог» [6], древний змий и „извечный враг”[7]

            Если, согласно Книге Иезекииля( Иез. 35.5) существо это является вечным врагом[8], то оно не создано.

            Согласно Brevis Summula (Италия, до 1253 г.) катары считали:

 

« что есть два начала, из которых одно, первое, это Бог во славе небесной, а второе - это Дьявол, который в Святом Писании называется также Сатаной - это древний змий, князь мира сего, о котором говорит Иисус Христос в Евангелии «Ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ио. 14,30)… Согласно Евангелию «Никто не может служить двум господам» (Мт. 6,24). Говорят, что это бог, ослепляющий помыслы неверующих, как пишет св. Павел: «неверующие, у которых бог века сего ослепил умы» (2Кор.4.4)» [9]

 

            Само собой разумеется, что если большинство черт Бога Ветхого Завета, по крайней мере, его исторических книг, по-видимому, принадлежат злому богу, то особенно это заметно по видению Иезекииля[10]. Потому иногда злому началу приписывали тетраморфный вид.[11]

            Бог этот является богом Ветхого Завета по четырем причинам, насчитанным Монетой Кремонским в катарских трудах, которые были объектом его опровержения[12]: Он противоречит Богу Евангелия. - Он изменчив. - Он жесток. - Он лжец.

            Следует добавить, что он является также и насмешником, потому что фраза «Я есть тем, кто есть» - не более чем шутовство[13].  

 

Ветхий Завет

 

Говорится, что один Бог создал небо и землю, а ведь «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.» (Быт. 1,2)

 

«мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1,27)

 

«вот, Я приду к тебе в густом облаке» (Исх. 19,9)

 

«и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее» (Быт. 3,15)

 

«и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт. 3,22)

 

Когда Адам согрешил: «вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Быт. 3,22);

 

«проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт. 3,17)

 

Бог этот «раскаялся, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт 6,6)

 

Сыны божьи, «увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены» (Быт. 6,2)

 

 

 

 

 

Сказал он: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею] (Быт. 9,1)

 

Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой (Быт. 17,14)

 

«люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» (Мт. 5,43)

 

«око за око» (Мт. 5, 38)

 

 

Бога этого видел Моисей и разговаривал с ним (Чис. 12, 8)

 

 

Приказал он приносить жертвы всесожжения из животных, и приятно ему было их благоухание (Лев. 1, 1-17)

 

 

 

«И господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать», говорит этот бог Израилю (Втор.15.6).

 

«Ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы» (Втор.15.6)

 

Обещал евреям землю (Исх.15, 17-18; и др)

 

Иго его невыносимо (Деян. 15,10)

 

«и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего» (Исх. 32,27)

 

Приказывает побивать камнями за прелюбодеяние (Лев.20)

 

«и будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча» (Лев. 26,7)

 

 

«после сих происшествий Бог искушал Авраама» (Быт. 22,1)

 

Бог этот даже не всевидящий:

«Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт. 18,21)

Новый Завет

 

Согласно Новому Завету, Бог есть свет, «и свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ио. 1.5)

 

 

«нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3, 28)

 

Бог «обитает в неприступном свете» (1 Тим. 6.16)

 

Богу угодно, «чтобы в Нем обитала всякая полнота» (Кол. 1,19)

 

 

«Побеждающему дам вкусить с древа жизни» (Ап. 2,17)[14]

 

 

«Никто не благ, как только один Бог» (Лк., 18.19)

 

«Господи!Ты умилосердился к земле твоей» (Пс. 85,2)

 

 

У Отца светов «нет изменения и нет ни тени перемены» (Иак.1,17)

 

 

«Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети дьявола распознаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно как и не любящий брата своего» (1 Ио. 3, 9-10)

 

Сказал: «блаженны неплодные, и утробы неродившие» (Лк. 23,29)

 

 

«Если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа» (Гал. 5, 2)

 

 

 

«любите врагов ваших» (Мт. 5, 44)

 

 

«Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мт. 5, 39)

 

«Бога не видел никто никогда» (Ио. 1, 18);

«Никто из человеков (Его) не видел и видеть не может» (1 Тим. 6,16)

 

«Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи (…) Жертвы и приношения Ты не восхотел (…); Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе» (Евр. 10, 4-6)

 

«Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими. Но между вами да не будет так» (Мт. 20, 25-26)

 

«И взаймы давайте, не ожидая ничего» (Лк. 6, 35)

 

 

Обещал небо (Мт 5: 3, 11, 19)

 

Иго Его благо (Мт. 11,30)

 

«И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ио.4,21)

 

«И Я не осуждаю тебя. Иди и впредь не греши» (Ио.8,11)

 

«Блаженны гонимые за правду» (Мт.5,10)

«Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой»(Мт.10,23)

 

Бог «не искушает никого» (Иак.1,13)

 

 

«И нет твари, сокровенной от Него»(Евр. 4,13)

 



[1]Оp.cit, s 1539. 

[2]Liber antiheresis, op.cit., изд. Thouzellier, p.217; - Traite anonime, op.cit., p.103. 

[3]Liber antiheresis, op.cit, s. 215-216. 

[4]Jacques Fournier, op.cit., t. III, s. 179: «Et Deum-malitiam vocabant Satanam». 

[5]Jacques Fournier, op.cit., t. II, s. 492. Его сыном является Люцифер. 

[6]Из Исх. 34, 14 в Brevis Summula, изд. Douais, La Somme des autorites a l’usage des predicateurs meridionaux au XIII siecle, Paris, 1896, p. 116,; - из Иер. 5,19 в Traite anonime, op.cit. p 103 ; Dieu estranh в окситанской молитве (Jacques Fournier, op.cit., t. II, s. 461). 

[7]Brevis Summula, р.115; - Liber antiheresis, р. 209-210. 

[8]«Так как у тебя вечная вражда». 

[9]Liber antiheresis, op.cit, s. 115.

[10] Иез.1, 4-28.

[11]Ibid., s. 123, De heresi catharorum Изд. P. Dondaine, op.cit, прим. 32, s.310.

[12]Монета, s. 143 и далее; -  Le Liber de duobus Principiis, op.cit, s. 124 и далее.

[13]Эврар Бетюньский, , op.cit , с.1533; - Монета s. 124 и далее. 

[14]Синодальный перевод «дам вкусить сокровенную манну». 

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments