credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Катары: бедняки Христовы или апостолы Сатаны. Приложения 5

ВАЛЬДЕНСЫ, СПИРИТУАЛЫ И АПОСТОЛИКИ

Инквизиция была создана именно для того, чтобы противодействовать катарам. Но другие религиозные движения она тоже преследовала как еретические.

Средневековые ереси в Европе

           Инквизиция оказалась не так уж эффективна в борьбе с движением вальденсов, не имевших такой жесткой структуры, как катарская Церковь, и более приспособленных к тому, чтобы пережить подполье. Раздающиеся то тут, то там по всей Западной Европе в первые годы XII столетия требования евангельской бедности и свободной проповеди Слова Божьего, начиная с 1170 года кристаллизуются вокруг призвания Лионских Бедняков, которых непримиримость церковных властей вначале отбросила в ряды раскольников, а потом - еретиков. Лионские и ломбардские Бедняки, своего рода предшественники нищенствующих орденов, особенно францисканского, радикализировались во время религиозных преследований и рассеялись по Центральной Европе, примкнув к гуситам, а потом к протестантской Реформы 1532 года.

         

Вальденсы отказывались от авторитарных структур иерархии Римской Церкви и подвергали сомнению ценность таинств, полученных из рук недостойного священника. В середине XIII века радикальное крыло францисканцев, спиритуалы, объявили, что хотят быть верными образу жизни святого Франциска и отказались вначале от конвентуального пути своего ордена, а потом от его заангажированности в инквизиторские репрессии. В Лангедоке их поддержали третьи ордена бегинов и бегинок. Приняв пророческие апокалиптические видения иоахиммитов - в той или иной степени последователей Иоахима Флорского, они провозгласили неизбежность явления Церкви Духа Святого, которая свергнет власть насильственной, погрязшей в роскоши и привязанной к материальным благам Римской Церкви, когда эпоха Сына сменится эпохой Духа. В Италии движение апостоликов Герарда Сегарелли и Фра Дольчино стали экстремальным пароксизмом этого религиозного движения, провозгласив одновременно и приход Церкви Духа, и осуществление справедливости в этом мире.

           В первые десятилетия XIV века Инквизиция стала жечь спиритуалов и бегинов в Лангедоке и апостоликов в Италии - одновременно с последними катарами в Лангедоке. В то же время Джон Уиклиф и его лолларды в Великобритании, как позже Ян Гус в Богемии, а потом табориты, настаивали как на моральной и теологической Реформе извращенной Церкви, так и на социальной справедливости.

Анн Бренон. Консилиум, 1997.

Вальденсы: слово и бедность

           Движение вальденсов является прекрасным примером проявления скрытого евангелизма средневекового христианского населения. В нем словно бы сошлись воедино все духовные стремления конца XII столетия - идеал бедной и чистой жизни и ответ на проблему жажды Слова Божьего. Основатель, по которому названо движение, - возможно, мифический - был богатым купцом из-под Лиона, скорее всего, по имени Пьер. Пьер Вальде или Вальдо - абсолютный предшественник подобного демарша Франциска Ассизского тремя десятилетиями позже. О мифичности Пьера Вальдо можно поставить вопрос, как и о том, не является ли его биография ретроспективной копией источников. Но ответа на этот вопрос у нас нет.

           Из того, что нам известно, Пьер Вальдо из Леона раздал свое имущество бедным в присутствии архиепископа Лионского. Третью часть имущества он оставил жене и двоим дочерям, которые (не случайно) вступили в орден Фонтевро. Что касается мотивов его обращения, состоявшегося около 1170 года, то это были размышления над пассажем из Евангелия от Матфея (19, 21): «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». […]

           Вокруг Вальдо собрались Лионские Бедняки - его последователи, мужчины и женщины, проповедовавшие толпам на площадях, пока, наконец, архиепископ Гвишард не прогнал их из Лиона. В 1179 году Александр III по-отечески принял вальденсов на Латеранском соборе «в их евангельской бедности», но посоветовал им слушаться решения архиепископа. По этому поводу клирик Уолтер Мэп, встретив Лионских Бедняков, написал в своей хронике: «Они не имеют постоянного жительства, ходят по дорогам по двое, босые, одетые только в шерстяную тунику. Не имея ничего, они всем владеют сообща, как апостолы. Нагие, они служат Христу нагому».

           В таких же обстоятельствах Лионские Бедняки впервые встретились с Ломбардскими бедняками. Но хотя Пьер Вальдо в марте 1180 года согласился произнести исповедание веры, как того требовали архиепископ и папский легат, Генрих из Клерво, четко отрекаясь от всякого арнольдизма и всякого дуализма, тем не менее, вальденсы скопом были отлучены от Церкви, потому что не хотели отказываться проповедовать. И тогда загорелись первые костры. Вальдо ответил на это парафразой из Деяний Апостолов: Melius obedire Deo quam hominibus (лучше покоряться Богу, нежели человекам).

Tags: Анн Бренон книги, Анн Бренон. Бедняки Христовы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments