credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Дуализм. Продолжение.

II.1.1. Теология благого начала.

 

            Книга о двух началах начинается с определения Бога, исходящего из ортодоксальной теологии: Бог добр, свят, правосуден, мудр и истинен; что он также именуется чистой добротою... Бог знает все вещи от вечности - по причине величия его мудрости; что все прошлое, настоящее и будущее всегда находятся перед ним и он знает все происходящее до того, как оно прешло;… Господь именуется всемогущим... и Он может делать все, что угодно Ему, нет никого, кто противостоял бы Ему, или говорил: "Что Ты делаешь?" [1]

           

Он „Бог живой и истинный”[2], в отличие от Узурпатора, является Богом добра, Богом света[3], праведным Богом[4].

            Касаемо Бога очень много упоминаний о Троице: Книга о двух началах написана под воззванием к Отцу и Сыну и Духу Святому[5] Согласно Сальво Бурчи, каждое из двух начал имеет свою троицу[6]. Литургия катаров прежде всего содержит формулу: «Adoremus Patrem et Filium et Spiritum Sanctum» [7]. Но у этой Троицы есть лишь очень отдаленная связь с Троицей из Кредо: веру в последнюю катары считали многобожием[8], как на это указывает их христология и пневматология.

            Нет уверенности, что катары считали Бога антропоморфным, по крайней мере не так примитивно, как это приписывали им католические полемисты, которые считали, что с точки зрения катаров Бог имеет руки и ноги, как всякий человек. Подобные вещи упоминаются только в описании диспута перед крестовым походом в Верфей и в одном из показаний пастуха начала XIV века, но приводимые аргументы слишком ничтожны, чтобы принимать их во внимание.  Если для катаров дух, вернувшийся в небо, сиял в семь раз яснее солнца[9], то трудно утверждать, чтобы образ Бога у них носил черты примитивного материализма.



[1] Оp.cit., s. 81-82. 

[2] Соединение Деян. 14,15 с Фессал. 1,9, часто используемое альбигойцами, о чем говорят Акты собора из Ломбер,трактат Эрменгауда и Анонимный трактат. (См. Ch. Thouzellier, Un traite cathare inedit, op.cit., s.88). 

[3] Deus-bonitas ( bonesa на окситанском языке), Deus claritatis (J. Fournier, t. II, p.179). 

[4] Dieu dreyturier из окситанской молитвы  (J. Fournier, t. II, p.461). Это Бог «праведности и истины» в отношении творения, «Отец праведных», «Бог Отец». 

[5] Оp.cit., s. 82. Из-за этого только Донден обнаружил, что труд принадлежит катарам.

[6] Для итальянских альбанистов ( Döllinger, op.cit., t.II, p. 58; Ilarino da Milano, Il Liber supra stella del piacentino Salvo Burci contro e catari e altri correnti ereticali, в Aevum t.XIX, 1945, p.313).

[7] См. Infra, s 186.

[8] Жак Отье говорил (1300-1305): «Взгляните, как смеются над вами священники Церкви Римской, которая является Синагогой, обучая вас креститься и говорить: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа», творя таким образом трех богов; а ведь есть только один Бог, Бог - Отец мой» ( Jacques Fournier, op.cit., t. III, s. 217).

[9]См. Infra, s 99. 

 
Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква Г

    Г Гаратисты – Итальянские доминиканцы обозначали этим словом (« garatenses по латыни) в XIII веке членов катарской…

  • О посте у катаров

    О посте у катаров. В эти дни католики и православные переживают первую неделю Великого Поста. Для катарского клира - Добрых Людей – пост…

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква В

    В Вальденсы – Отвергнутые Церковью после того, как они пытались инициировать реигиозные реформы в Лионе, Лионские Бедняки или…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments