credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Часть вторая. Дуализм. Вступление

 

Вступление 

 

            Было бы ошибкой думать, что катарская догматика излагалась верным в логическом порядке, опирающемся на учебнике теологии для употребления в семинариях.

Если в среде клириков информация воспринималась лучше благодаря изложению метафизических постулатов, в рамках схоластических дискуссий[1], то для обычной публики дело обстояло иначе.

Катаризм представлял собой religio[2] внутри христианской веры, орден, благодаря которому было обеспечено спасение.

Обучение касалось прежде всего: самого существования «добрых людей» или «добрых христиан», их образа жизни, в котором признания и уважения заслуживали целомудрие, воздержание и физический труд, запрет на ложь и применение насилия. Когда неофит убеждался в их способностях нести спасение, согласно апостольским требованиям, ему объясняли, почему крещение, делающее из них истинных христиан, лучше крещения водой; и какие у них основания, чтобы не признавать таинства брака и причастия[3]. Эта апологетика основывалась на изучении Нового Завета на народном языке[4]. Затем новоприбывший приобщался к Церкви благодаря ритуальному поклону (melioramentum) и поцелую мира.

Постепенно, а иногда и сразу, теоретическое обучение делало ударение на неизменности и стабильности божественных и духовных явлений, преходящести земного мира и достаточно небольшому весу, который уделен ему в Евангелии. Отсюда как правило переходили к утверждению, что души – родом из высшего мира, что они являются частью и эманацией божественности, и что они существовали прежде; что их земная темница является следствием общего падения, и что Христос, который имел только подобие человека, стал Сыном, а затем посланником Бога Отца, чтобы напомнить душам об их небесном происхождении и дать им возможность вернуться к Богу.

На этом этапе появлялись дидактические мифы: миф о пеликане, рассказываемый с целью объяснения искупления, адопционизма и докетизма, миф о коне для понимания метампсихоза, и миф об ослиной голове, для объяснения сосуществования в человеке трех элементов: тела, души и духа[5].

Возможно, это обучение, в зависимости от времени и среды, не было всегда одним и тем же; возможно, иногда оно подавалось как знание, дополняющее ортодоксию, но не исключающее ее[6]. Потому читатель не знающий об этой фундаментальной черте катаризма, будет иметь трудности с пониманием силы и притяжения учения катаров и их успехов как у простых людей, так и у аристократии, хотя последняя была очень заангажирована в земные дела. Те времена характеризуются в общем и целом не столько логическими размышлениями, сколько страстным желанием получить спасение благодаря хорошей смерти. Полное обращение в катаризм является прежде всего oblatio ad terminum. Люди задумывались где умереть - в доме совершенных или соседнем аббатстве, и иногда меняли свой выбор в последний момент, повинуясь вере в результативность обряда.



[1] Именно таким образом сравнение: злое начало = ничто представлено в полемической работе (Анонимный трактат) встречается в дискуссии в семинарии миноритов из Тулузы около 1247 г. (Douais, Documentsop.cit, II, s.111), а также в разговоре нотариуса с врачом в конце столетия (J. Fournier, t.II, s.214).

[2] По поводу значения religio cм. H. Grundmann, Religiose Bewegungen in Mittelalter, Darmstadt, 1961. Еретики, осужденные тулузским собором в 1119 г.были признаны religionis speciem simulantes, что означает «выдающие себя за религиозный орден»

[3] С помощью простых аргументов, зачерпнутых из логического размышления, но практически неизменных и определенным образом ритуальных: аргумент Беренгария против причастия; аргумент плача ребенка в качестве его непонимания и несогласия креститься; аргумент против почитания креста: «если бы вашего отца повесили на дереве, чтили бы вы это дерево?» и т.д.

[4] Народные языки – романские языки, отличные от латыни, которая в то время была практически единственным языком сакральных текстов.

[5] Эти элементы находятся в реестрах Ж.Фурнье, - единственном документе, где запечатлены практические примеры обучения. Однако они совпадают с источниками известными ранее или происходящими из других мест (Богомилы, Рейнские земли середины XII века), что гарантирует правдивость информации.

[6] Так, в среде катаров, оставивших нам Флорентийский Ритуал, изданный Антуаном Донденом, говорилось: «Не следует под этим понимать, что вследствие крещения, которое Вы хотите принять, Вы должны отречься от прошлого крещения или от имени христианина, или от какого-либо доброго дела, которое сделали до сего времени; но Вы должны понять, что должны принять это святое посвящение Христа как дополнение того, чего Вам не хватало для спасения…» То же мы встречаем и у еретиков из Орлеана в 1022 году.

 
Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments