credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Катары: бедняки Христовы или апостолы Сатаны. Часть 3. Продолжение 2

ПАДЕНИЕ АНГЕЛОВ И НЕВИННОСТЬ ДУШ

Новый рисунок (65)Как и все христианские проповедники, они призывали людей к обращению на дорогу спасения, указанную в Святом Писании. Однако их просвещение сосредотачивалось на реалиях невидимого, горнего мира, того Царствия Отца, провозглашенного Христом, которое «не от мира сего». Они использовали христианские мифы о падении ангелов и Люцифере, а также о битве между архангелом и злобным драконом, для подтверждения евангельского дуализма, противопоставлявшего Бога милосердия и любви реалиям этого мира, раздираемого ненавистью и переполненного ложью и смертью. В Святом Писании они видели предпочтение постулата о милосердии Божьем, постулату о Его всемогуществе; они противопоставляли Новый Завет Ветхому Завету и отказывались отождествлять Яхве/Иегову, ревнивого и насильственного творца, описанного в Книге Бытия, с Отцом, о котором говорил Христос.

Новый рисунок (66)Тема падения ангелов постоянно присутствует в средневековом христианском воображении, и не имеет ничего общего с неортодоксальными взглядами. Катары видели в этом мифе знак невинности душ, созданных Богом благими, но соблазненных, увлеченных в падение: они считали, что это падение произошло не из-за свободы воли, а из-за искусного дьявольского соблазна. Ангелы Божьи не могли избрать зло добровольно, и теперь они желают избавиться от него. Этим избавлением от зла в их глазах был Христос, добрый пастырь овец народа Божьего, пришедший от Отца, чтобы возвестить ангелам – душам, заключенным в этом мире, Благую Весть, Евангелие. Единственной молитвой катаров была молитва Отче Наш, которую они комментировали и торжественно произносили как прелюдию к consolament, делая особое ударение на фразе «Но избави нас от зла». Первый рисунок вверху – иллюстрация из рукописи XV столетия. Следующий: статуя Пастыря Доброго.

Трактуя через миф о падении ангелов библейскую тему исхода евреев из Египта, как погибших овец Израиля, которых ведет Пастырь Добрый Евангелия, они видели в человеческих душах падших ангелов, заключенных в телесные тюрьмы в мире, который во зле лежит, и который не от Бога. Согласно евангельской метафоре о добрых и дурных деревьях, повсеместно присутствующей в их проповедях, они противопоставляли добрые плоды доброго дерева и дурные плоды дурного дерева, то есть, невидимый мир света Божьего и этот мир, обреченный на разрушение и смерть злым творцом, которого они называли Люцифером или каким-нибудь другим именем дьявола. И души людей, ангелы, падшие из божественного творения, были увлечены драконом, и вместе с ним низверглись в этот мир, и теперь ожидают избавления от своей земной ссылки: обещанного Христом спасения.

Новый рисунок (67)Пейрепертюзе, Пюилоран, Латур, Термез, Пюиверт, Кверибюс, Рокефиксад… Под неверным названием «катарских замков» каждое лето они привлекают тысячи туристов, видящих в посещении этих руин что-то вроде путешествия к источникам катаризма. Возможно, дело в том, что если вернуть этим величественным развалинам их истинную идентичность – королевских крепостей – то это не очень поднимет их туристический рейтинг. А ведь именно в конце XШ столетия архитекторы Филиппа Смелого и Филиппа Красивого возвели вдоль границы с Арагоном, наново определенной после аннексии Лангедока французской короной и трактата в Корбей в 1258 году. Перестроенные в XVI веке, они продолжали сохранять свое стратегическое значение вплоть до Пиренейского мира 1659 года.

Эта космогония, возможно, кажущаяся нам сегодня странной и запутанной, смотрелась очень естественно в недрах христианской культуры того времени, и еретические проповедники основывали свои тезисы на целом корпусе ссылок на Писание. Именно так они интерпретировали послание Христа, Сына единственного истинного Бога, посланного Отцом в этот мир, «князем которого есть Сатана», чтобы, наконец, принести погибшим овцам, падшим ангелам, возможность спасения и возвращения на небесную родину.

Tags: Анн Бренон книги, Анн Бренон. Бедняки Христовы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква Г

    Г Гаратисты – Итальянские доминиканцы обозначали этим словом (« garatenses по латыни) в XIII веке членов катарской…

  • О посте у катаров

    О посте у катаров. В эти дни католики и православные переживают первую неделю Великого Поста. Для катарского клира - Добрых Людей – пост…

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква В

    В Вальденсы – Отвергнутые Церковью после того, как они пытались инициировать реигиозные реформы в Лионе, Лионские Бедняки или…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments