credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Источники веры. Прододжение.

I.4. МИФЫ.

 

Кроме книжных источников, в катарских проповедях можно найти мифы, о которых трудно сказать, или они происходят из устной традиции, или из каких-то писаных трудов, предназначенных для обучения послушников. Тем не менее, они рассказывались в довольно установленной форме и претерпели не очень сильные изменения.

Таким образом существуют:

  • Миф о падении душ и их предсуществовании, сопоставленный с рассказом о сотворении человека и основывающийся на «одеждах из шкур» из Книги Бытия[1];
  • Второй миф о сотворении человека, основанный на «земной глине» из Книги Бытия[2];
  • Миф об ослиной голове, долженствующий разъяснить тройственную композицию «человеческого существа» [3];
  • Миф о коне, разъясняющий переселение душ[4];
  • Случай с пойманным в силки животным, найденным совершенным, фигурирующий как в Ритуале начала XIII века, так и в последних катарских проповедях XIV века. [5];

 

 

I.4. ПОЛЕМИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

 

Альбигойцы (Альби, Тулуза и Каркассон) написали во время публичных дискуссий явно во времена перед Крестовыми походами, некий очень парадоксальный с точки зрения католиков труд, который был для них одной из первых авторитетных Сумм [6];. Часть этого трактата сохранилась.[7]

Итальянские альбаненсы оставили нам «Книгу о двух началах» в копии от второй половины XIII века; это, скорее всего, фрагмент или резюме книги под тем же названием, написанной в 20-х годах XIII века Джованни де Луджио из Бергамо. .[8]

Кроме этого текста католическая полемика опровержения уведомила нас с одной стороны об именах двух авторов, Тьерри и Дезидерия, а в другой стороны, об огромном количестве Сумм, выдвигаемых в качестве аргументов катарскими авторитетами. Хотя их описание не позволяет идентифицировать оригинальных трудов, тем не менее, сохранилась их довольно подробная аргументация. Наиболее исчерпывающей и содержащей фундаментальную документацию является Сумма Монеты Кремонского (ок.1240 года). [9]

Часто упоминают собрание книг дофина Оверни Роберта, умершего в возрасте 120 лет в 1234 году и посвятившего свою жизнь собранию книг разнообразных сект, а потом сжегшего их перед смертью. Он якобы был человеком такой набожности, что носил стигматы, которые сам протыкал себе гвоздями. Информация на эту тему достаточно неясна, но упоминание о соседних альбигойских краях и проявление им заинтересования ересью, позволяют допускать, что упоминаемое собрание книг содержало и катарские труды.[10]

Роль, сыгранная трудами этого типа в качестве источников веры, является несомненной. В мирное время в альбигойской Церкви был обычай давать читать доверенным лицам и друзьям книги, особенно Новый Завет в романском переводе.[11] Еще в конце XIII века, даже великий совершенный Пьер Отье обратился под влиянием чтения, и раздавал своим знакомым книги, похожие на те, которые нам известны. [12]

Можно еще вспомнить о пребывании в Испании некоего Арнольда, который якобы фальсифицировал труды Отцов Церкви. [13]

Однако нужно отдавать себе отчет в том, что аутентичные катарские трактаты абсолютно лишены двузначности, и легкий пуританский или оригенистический привкус еще не делает какие-либо труды катарскими.

 



[1]Infra, s 62. 

[2]Infra, s 63. 

[3]Infra, s 68. 

[4]Infra, s 94. 

[5]Лионский Ритуал, изд. Cledat, Le Nouveau Testament traduit au XII siecle en langue provencale suivi dun rituel cathare, Paris 1887, s.XXI-XXII: Et si trobavan bestia o auzel presa o pres, no sen metan en als (Если же они увидят животное в ловушке или птицу в силке - пусть пройдут мимо. ) ; J. Fournier, t. II, s.107, t. III, s. 306. В более поздних отрывках, совершенный должен освободить животное, но оставить награду для охотника, живущего со своего ремесла.

[6] То есть авторитативных текстов, собраний библейских текстов, подаваемых в качестве обоснования какого-либо взгляда или убеждения.

[7] Открытый О. Антуаном Дондэйном (Durand de Huesca, op.cit., s.241 и далее) в пражской рукописи и опубликованный Chr. Thouzellier (Une traite cathare inedit, Louvain, 1961), переведенный Р. Нелли (Ecritures cathares, Paris, 1959), этот труд находится внутри опровержения католического Бедного, по всей видимости Дюрана де Уэска, вспоминается также Монетой в VIII разделе книги I. Время появления этого трактата трудно установить точно, и предлагаемый 1220 год является сомнительным. Деятельность католических Бедных была наиболее бурной в 1210-1212 годах., а автор упоминает, с одним исключением, которое может быть интерполяцией, епископов катарских, которые жили до Крестового похода.

[8] Изд. P. Dondaine, Le Liber de duobus Principiis, Roma, 1939.

[9]  Изд. Ricchini, Roma 1743.

[10] Lecoy de la Marche, Anecdotes historique d’Etienne de Bourbon, Paris, 1877, s 275-277. Это материал «для поучения» и проповедей этого инквизитора и доминиканца.

[11]Infra, s 218. 

[12] Jacques Fournier, t.II, s. 213-214 и Реестр Жоффре д’Абли, op.cit., t.55 v, близки к анонимному катарскому Трактату. 

[13]«Один еретик по имени Арнольд прибыл в Испанию из регионов Галлии, сея несогласие и ложь. Старался он сфальсифицировать малые дела (opuscula minora) святых Отцов, Августина, Иеронима, Исидора и Бернара… Был он очень проворным писарем и продавал или раздавал эти сфальсифицированные дела святых католикам» (В епархии леонской, 1220-1230) (Лука из Тюй, op.cit., c 247).

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments