credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Источники веры. Продолжение

 

I.1. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.

 

            Бог, патриархи и пророки Ветхого Завета с точки зрения катаров отвечают тому, что пишут о них исторические Книги, но в целом являются злом.

 

«Считают, что Бог, давший Закон Моисеев, не является истинным Богом.. Говорят, что это шут, который дал Моисею шутовской ответ, сказав: «Я есмь Сущий» (Я есть Тот, кто есть»… Говорят: «Гляньте на Бога Закона и Пророков, и увидите, каков он. Говорит Он: «Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей.( Втор. 32,39)» [1]

 

            И далее: «Закон Моисеев, называемый нами Старым Законом, не был нам дан Всемогущим, но князем злых духов» [2] - «Но ныне, не зависимо от закона, явилась правда Божия” (Рим. 3,21) [3] - Закон не по вере, как говорит святой Павел» (Гал. 3,12). Аргументируют они таким образом: «Закон не по вере, а все, что не по вере, грех» (Римл. 5,20) и говорят еще: «Нет уже места закону после Христа, потому что Христос - конец закона» (Римл. 10,4). «Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление.» (Римл. 5,20). «Но грех не вменяется, если нет закона» (Римл. 5, 13). - Сказано ведь: «Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр. 8,13). - Написано также в Послании к Галатам: «а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою» (Гал. 3,10). [4] Значение Закона было темой публичных дискуссий. В 1165 году сторонники катаров в Ломбере «говорили перед целой толпой, что не признают ни Закона Моисеева, ни Книг Пророческих, ни Книги Псалмов, или Ветхого Завета, но только Евангелие, Послания св. Павла и 7 канонических Посланий, Деяния Апостолов и Апокалипсис». [5]

            Один священник из Авиньонет (Верхняя Гаронна) спорит в 1210 г. с катарскими Совершенными в их доме на тему «Закона Моисеева» [6], а неосторожный Петр Гарсиас из Тулузы, приглашенный подискутировать с одним францисканцем в монастырской зале для обучения, говорит своему собеседнику, что «Закон Моисеев был только тенью и суетой, а Бог, давший его - разбойник и недостойный» [7]

            Говоря о героях Ветхого Завета, то часто их роль часто считалась не очень хорошей:

 

«Моисей был чернокнижником, а Всемогущий Бог не разговаривал с ним, и не давал ему Закона» [8]

 

            К концу XIII века некоторые люди формулировали эти взгляды очень радикально: Пьер Клерг, кюре из Монтайю (Арьеж), тайный последователь и если надо защитник катаризма, говорит в 1299 году: «Все Святое Писание, за исключением Евангелия и Отче Наш, это сказки (affitilhas) и ложь. [9]



[1] Эврар Бетюньский. Max. Bibl. Patrum, Lyon, t XXIY, s.1533.

[2] Эрменгауд. PL 204, s.1237.

[3]Эврар Бетюньский, ibid.  

[4]Id., ibid.  

[5]Labbe. Sacrosanta concilia, Paris 1671, t. X, ss.1470 etc.  

[6]Рук. 609, Toulouse, f 130 v.  

[7]Рук. Doat t. XXII, f 93 в Douais, Documents pour servir a l’histoire de l’Inquisition dans le Languedoc, Paris, 1900. t.II, s. 91.  

[8]Эврар Бетюньский, ibid.  

[9]Registre de Jacques Fournier, изд. Duvernoy, Toulouse, 1965, t. I, s. 241. 

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments