I.2. НАЗВАНИЯ, КОТОРЫМИ ИХ НАДЕЛЯЛИ ПРОТИВНИКИ.
Первыми западноевропейскими еретиками, которых можно сравнить с катарами, были орлеанские и тулузские клирики начала XI века. Их называли манихеями, и это название, естественно, постоянно возвращается все время, пока длится история катаров, особенно начиная от Экберта, сравнивавшего собранные им в Кельне и Бонне доктрины с антиманихейскими трактами св. Августина.[1]
Другие специфические названия зависят от местных обычаев.
Понятие «еретики», употребляемое естественным образом в каждый период, на Юге Франции с начала XII века стало ассоциироваться исключительно с катарами, и употреблялось, к примеру, чтобы отличить их от «вальденсов». В узком смысле этого слова, еретик – это катарский совершенный в полемике[2], окситанской литературе[3] и документах Инквизиции[4].
I.2.1. АРИАНЕ
Термин «ариане», вообще-то, употреблялся только во Франции, да и то в очень ранню эпоху, поскольку фигурирует он в письме епископа Льежского Вазо (умер в 1048 г.) к епископу Шалона, когда он упоминает их как еретиков, проповедующих, среди прочего, что нельзя убивать животных ради пропитания. Говоря об этих взглядах, Вазо признается: «Несмотря на то, что христианская религия этого чурается и проклинает это вместе с кощунством арианской ереси…» - эта не совсем подходящая формулировка позволяет допустить, что он путает арианство с дуалистическим пуританизмом [5].
После него многочисленные французские авторы, а именно цистерцианцы[6], обозначают термином «ариане» западноевропейских катаров. Нет никаких сомнений в том, что авторы подразумевают при этом ересиарха III века: “Арий вновь родился на Западе», как пишет папский легат Генрих де Марси в 1178 г[7]; возможно также, что Эрменгод в искаженном фрагменте текста тоже вспоминает о «некогда существовавшей арианской ереси» .[8]
Cледует заметить, что для Годфрида из Осера, сопровождавшего св. Бернара в путешествие в Тулузу, термин «ариане» был названием, которое местные жители давали здешним еретикам, которых сам он, согласно обычаю, господствовавшему в северной Франции, называл «ткачами»:
В городе было немного людей, покровительствовавших еретику (Генриху, к которому питал антипатию св. Бернар): несколько ткачей, которых они называют «арианами». Однако было множество тех, кто поддерживал ересь последних, и среди них крупные люди города[9].
Точное значение этого термина было предметом исчерпывающих исследований, освобождающих нас от обязанности возвращаться к данному вопросу. Можно согласиться с точкой зрения П. Конгара, считающего, что в арианстве видели квинтэссенцию ереси, и дело было вовсе не в том, что так пытались привлечь внимание к тезису низшего статуса Сына в катаризме.[10]
Существует два очень интересных тезиса, которые, тем не менее, невозможно принять:
- Согласно с первым, слово «аррианин» (наиболее древнее написание) является синонимом слова «анриканин» (сторонник Генриха). Кроме даты письма Вазо, которая на пятьдесят лет предшествует приблизительной дате рождения Генриха из Лозанны, у нас есть ясное свидетельство Готфрида: в Тулузе были еретики, называемые арианами, к которым Генрих в большей или меньшей степени присоединился,[11] и которые радостно его приняли.
- Согласно со вторым тезисом, это название могли дать южнофранцузским еретикам в воспоминание об арианском визиготском королевстве, о котором вспоминают цистерцианские полемисты[12]. Но этот тезис разбивается тем же письмом Вазо, в котором говорится о жителях Шампани, так же, как и тем фактом, что тулузцы сами называли так своих катаров, то ли в 1145 году, то ли полувеком позже, когда Гийом Пьюлоранский писал свою хронику.[13]
Если же речь идет о часто приводимом мнении (в связи с игрой слов, содержащейся в письме Отцов Собора в Лаворе Иннокентию III[14]), согласно с которым город Кастельнодари должен был получить свое название от еретического основателя (Castrum novum de Arrio), или от еретиков, которые там жили, то это столь же безосновательно, сколь и неправдоподобно. Ведь это означает, что не позже 1198 года жители Юга должны были дать одной из своих бастид бесчестящее название, пережившее приход крестоносцев и дожившее до современной эпохи.
[1] Cм. supra, p. 14.
[2] Алан Лилльский пишет свою Сумму, состоящую из четырех частей, «против еретиков, против вальденсов, против евреев и против язычников » (PL 210, c. 308), - ведь он пишет ее для сеньора Монпелье.
[3] Для Гильома Тудельского, Крестовый поход проповедуется sobre Vis eretges e sobre'ls sabatatz. Для продолжателя Песни, Симон де Монфор casses los eretges e 'ls rotiers e 'ls values (Chanson de la Croisade, ed. Martin-Chabot, Paris 1931-1961, I, p. 25 ; II, p. 71). Пейре Карденаль говорит то же самое: D'aqui eyson Viretge e li essabatatz (éd. Lavaud, op. cit., p. 208). Братство, основанное в 1243 году епископом Альби Дюраном борется против l’eretguia и vaudezia (Douais, Documents pour servir a l'Histoire de l'Inquisition dans le Languedoc, t. I, Paris 1900, pp. 88-89).
[4] Формуляр инквизиторов Гийома Раймонда и Пьера Дюрана, (1245) содержит вопрос к дающему показания: si vidit hereticum vel valdensem (éd. E. Vacandard, L'Inquisition, Paris, 1907, p. 315). Весь corpus Инквизиции Юга принимает термин в узком смысле слова, и определение верующих как «еретиков» в описаниях Инквизиции Арагона сразу же бросается в глаза читателю, поскольку встречается исключительно редко. (J. Fournier, II, pp. 441 и далее).
[5] Monumenta Germaniae Historica, Scriptores VII, p. 226.
[6] Можно прочесть статью R. Manselli, Una designazione dell'eresia catara : « Arriana heresis », в Bolletino dell'Istituto Storico Italiano per il Medio Evo e Archivio Muratoriano № 68 (1956).
[7]PL 204, c. 223.
[8] Condomanam heresim (PL 204, c. 1243) что нам предлагают читать, как quondamarianam heresim. Contra C. Thouzellier, Catharisme et Valdeisme en Languedoc a la fin du XII' siecle ex au debut du XIII' siecle, Paris 1966, n. 22, p: 275, предлагает Kacodemonum или Cerdomanam.
[9] (1145). PL 185, c. 411.
[10] Хотя полемисты при оказии любили вспоминать об этой черте.
[11]После своего пребывания в Мансе, Генрих присоединился к «новой секте» (Gesta Pontificum Cenomannensium, из. Bouquet, t. XII, p. 554). См. Griffe, op. cit., supra note 22, p. 109 ; - Кроме того, имя Генрих является чрезвычайно редким в Лангедоке и встречается только в форме Enric, которую нельзя даже сравнивать с формой arri — (Peire Vidal, Poesies, изд. Anglade, Paris 1965, pp. 119, 139, 144).
[12] См. Y. M.-J. Congar, Arriana heresis comme designation du neomanicheisme au XII' siecle, в Revue des Sciences Philosophiques et Theologiques, T. 43, (1959), Paris 1959, p. 461.
[13]«Там были ариане, манихеи и вальденсы или лионцы» (op. cit., p. 25). Эта триада остается необъясненной.
[14]См по этому поводу Guébin et Lyon, éditeurs de VHistoria Albigensis de Pierre des Vaux de Cernay, op. cit., III, p. XIV, n. 10 ; - Griffe, op. cit., p. 127.