credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Ч. III. Р. I. Имена катаризма 2

I.2. НАЗВАНИЯ, КОТОРЫМИ ИХ НАДЕЛЯЛИ ПРОТИВНИКИ.

Первыми западноевропейскими еретиками, которых можно сравнить с катарами, были орлеанские и тулузские клирики начала XI века. Их называли манихеями, и это название, естественно, постоянно возвращается все время, пока длится история катаров, особенно начиная от Экберта, сравнивавшего собранные им в Кельне и Бонне доктрины с антиманихейскими трактами св. Августина.[1]

Другие специфические названия зависят от местных обычаев.

        Понятие «еретики», употребляемое естественным образом в каждый период, на Юге Франции с начала XII века стало ассоциироваться исключительно с катарами, и употреблялось, к примеру, чтобы отличить их от «вальденсов». В узком смысле этого слова, еретик – это катарский совершенный в полемике[2], окситанской литературе[3] и документах Инквизиции[4].



I.2.1. АРИАНЕ

         Термин «ариане», вообще-то, употреблялся только во Франции, да и то в очень ранню эпоху, поскольку фигурирует он в письме епископа Льежского Вазо (умер в 1048 г.) к епископу Шалона, когда он упоминает их как еретиков, проповедующих, среди прочего, что нельзя убивать животных ради пропитания. Говоря об этих взглядах, Вазо признается: «Несмотря на то, что христианская религия этого чурается и проклинает это вместе с кощунством арианской ереси…» - эта не совсем подходящая формулировка позволяет допустить, что он путает арианство с дуалистическим пуританизмом [5].       
  
После него многочисленные французские авторы, а именно цистерцианцы[6], обозначают термином «ариане» западноевропейских катаров. Нет никаких сомнений в том, что авторы подразумевают при этом ересиарха III века: “Арий вновь родился на Западе», как пишет папский легат Генрих де Марси в 1178 г[7]; возможно также, что Эрменгод в искаженном фрагменте текста тоже вспоминает о «некогда существовавшей арианской ереси» .[8]

 Cледует заметить, что для Годфрида из Осера, сопровождавшего св. Бернара в путешествие в Тулузу, термин «ариане» был названием, которое местные жители давали здешним еретикам, которых сам он, согласно обычаю, господствовавшему в северной Франции, называл «ткачами»:

        

В городе было немного людей, покровительствовавших еретику (Генриху, к которому питал антипатию св. Бернар): несколько ткачей, которых они называют «арианами». Однако было множество тех, кто поддерживал ересь последних, и среди них крупные люди города[9].

      Точное значение этого термина было предметом исчерпывающих исследований, освобождающих нас от обязанности возвращаться к данному вопросу. Можно согласиться с точкой зрения П. Конгара, считающего, что в арианстве видели квинтэссенцию ереси, и дело было вовсе не в том, что так пытались привлечь внимание к тезису низшего статуса Сына в катаризме.[10]

        Существует два очень интересных тезиса, которые, тем не менее, невозможно принять:

  • Согласно с первым, слово «аррианин» (наиболее древнее написание) является синонимом слова «анриканин» (сторонник Генриха). Кроме даты письма Вазо, которая на пятьдесят лет предшествует приблизительной дате рождения Генриха из Лозанны, у нас есть ясное свидетельство Готфрида: в Тулузе были еретики, называемые арианами, к которым Генрих в большей или меньшей степени присоединился,[11] и которые радостно его приняли.
  • Согласно со вторым тезисом, это название могли дать южнофранцузским еретикам в воспоминание об арианском визиготском королевстве, о котором вспоминают цистерцианские полемисты[12]. Но этот тезис разбивается тем же письмом Вазо, в котором говорится о жителях Шампани, так же, как и тем фактом, что тулузцы сами называли так своих катаров, то ли в 1145 году, то ли полувеком позже, когда Гийом Пьюлоранский писал свою хронику.[13]

Если же речь идет о часто приводимом мнении (в связи с игрой слов, содержащейся в письме Отцов Собора в Лаворе Иннокентию III[14]), согласно с которым город Кастельнодари должен был получить свое название от еретического основателя (Castrum novum de Arrio), или от еретиков, которые там жили, то это столь же безосновательно, сколь и неправдоподобно. Ведь это означает, что не позже 1198 года жители Юга должны были дать одной из своих бастид бесчестящее название, пережившее приход крестоносцев и дожившее до современной эпохи.



[1] Cм. supra, p. 14.

[2] Алан Лилльский пишет свою Сумму, состоящую из четырех частей, «против еретиков, против вальденсов, против евреев и против язычников » (PL 210, c. 308),  - ведь он пишет ее для сеньора Монпелье.

[3] Для Гильома Тудельского, Крестовый поход проповедуется sobre Vis eretges e sobre'ls sabatatz. Для продолжателя Песни, Симон де Монфор casses los eretges e 'ls rotiers e 'ls values (Chanson de la Croisade, ed. Martin-Chabot, Paris 1931-1961, I, p. 25 ; II, p. 71). Пейре Карденаль говорит то же самое: D'aqui eyson Viretge e li essabatatz (éd. Lavaud, op. cit., p. 208). Братство, основанное в 1243 году епископом Альби Дюраном борется против l’eretguia и vaudezia (Douais, Documents pour servir a l'Histoire de l'Inquisition dans le Languedoc, t. I, Paris 1900, pp. 88-89).

[4] Формуляр инквизиторов Гийома Раймонда и Пьера Дюрана, (1245) содержит вопрос к дающему показания: si vidit hereticum vel valdensem (éd. E. Vacandard, L'Inquisition, Paris, 1907, p. 315). Весь corpus Инквизиции Юга принимает термин в узком смысле слова, и определение верующих как «еретиков» в описаниях Инквизиции Арагона сразу же бросается в глаза читателю, поскольку встречается исключительно редко. (J. Fournier, II, pp. 441 и далее).

[5] Monumenta Germaniae Historica, Scriptores VII, p. 226.

[6] Можно прочесть статью R. Manselli, Una designazione dell'eresia catara : « Arriana heresis », в Bolletino dell'Istituto Storico Italiano per il Medio Evo e Archivio Muratoriano № 68 (1956).

[7]PL 204, c. 223.

[8] Condomanam heresim (PL 204, c. 1243) что нам предлагают читать, как quondamarianam heresim. Contra C. Thouzellier, Catharisme et Valdeisme en Languedoc a la fin du XII' siecle ex au debut du XIII' siecle, Paris 1966, n. 22, p: 275, предлагает Kacodemonum или Cerdomanam.

[9] (1145). PL 185, c. 411.

[10] Хотя полемисты при оказии любили вспоминать об этой черте.

[11]После своего пребывания в Мансе, Генрих присоединился к «новой секте» (Gesta Pontificum Cenomannensium, из. Bouquet, t. XII, p. 554). См. Griffe, op. cit., supra note 22, p. 109 ; - Кроме того, имя Генрих является чрезвычайно редким в Лангедоке и встречается только в форме Enric, которую нельзя даже сравнивать с формой arri — (Peire Vidal, Poesies, изд. Anglade, Paris 1965, pp. 119, 139, 144).

[12] См. Y. M.-J. Congar, Arriana heresis comme designation du neomanicheisme au XII' siecle, в Revue des Sciences Philosophiques et Theologiques, T. 43, (1959), Paris 1959, p. 461.

[13]«Там были ариане, манихеи и вальденсы или лионцы» (op. cit., p. 25). Эта триада остается необъясненной.

[14]См по этому поводу Guébin et Lyon, éditeurs de VHistoria Albigensis de Pierre des Vaux de Cernay, op. cit., III, p. XIV, n. 10 ; - Griffe, op. cit., p. 127.




Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments