credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Казнить нельзя, помиловать (окончание)

Казнить нельзя, помиловать (продолжение)
Казнить нельзя, помиловать (продолжение 1)

Казнить нельзя, помиловать (продолжение 2)
Казнить нельзя, помиловать (продолжение 3)
Казнить нельзя, помиловать (продолжение 4)
Казнить нельзя, помиловать (продолжение 5)

Казнить нельзя, помиловать (продолжение 6)
Казнить нельзя, помиловать (продолжение 7)
Казнить нельзя, помиловать (продолжение 8)


Теперь пришло время, наконец, сделать выводы. Мы уже говорили о том, как интерпретировали Писания, особенно Ветхий Завет, Добрые Христиане Церкви Божьей. Нет сомнений в том, что они переосмысливали его, исходя из духа Нового Завета, Заповедей, которые даровал Господь Наш ученикам Своим в Нагорной Проповеди. Ведь и великие Церкви мира сего, называющие себя христианскими, утверждают, что Ветхий Завет познается через призму Нового Завета и принимается только тогда, когда тот не противоречит последнему. «Мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14:27); «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.13:34). То есть, смысл прихода Христа в мир был не в том, чтобы воплотиться в человеческом теле и обожить его, как представляют ортодоксы, и не умереть на кресте, а оставить нам Свой Закон и продолжить начатое через учреждение Своей Церкви. Поэтому Он укоряет жаждущих крови учеников, что в них «дух Илии» и обещает им, что они должны исполниться иного Духа, который кардинально отличается от духа этого ветхозаветного пророка. В Новом Завете есть много пассажей, когда Иисус Христос противопоставляет Закон фарисеев Закону Божьему (взять, хотя бы, Матфея 5).

Но что ж?! – воскликнут ортодоксы, - неужто следует отринуть весь Ветхий Завет и допустить, что он был продиктован Сатаной, и, извините за игру слов, является не боговдохновенным, а дьяволонаущенным? Но как же тогда понять слова самого Иисуса Христа, Который сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17)? Добрые Христиане считали, что ангелы Божьи являлись посланниками к людям и раньше, и что Бог вдохновлял пророков. Просто люди тогда еще не были готовы понять и принять Добрую Весть, они искажали ее, накладывая на нее свою матрицу тогдашних кочевников. Помните, что сказал Сын Божий Своим ученикам?: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» (Ин.16:12). Покажите пятилетнему ребенку арт-хаузное кино - что он поймет из него (если, конечно, не уснет на десятой минуте просмотра)? Что собачка бежала по дороге, что девочка играла с куклой. Из сложного сюжета с массой психологических нюансов дитя выудит только то, что близко его детским интересам и его детскому мирку. Древние иудеи были в плену своих «детских» представлений о мироустройстве и о сакральном: они боялись мощных сил природы, стихий, в разрушительном буйстве которых они видели ярость Бога Гнева. Передовых людей своего времени, пророков, которым открылась Божья истина, они просто не могли понять: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе» (Мф.23:37) «Пришел к своим, а свои Его не приняли» (Ин.1:11) И если б только они просто изгоняли пророков! Но нет, «фарисеи» постарались искусно вплести их видения в свою готтентотскую юридическую систему, превратив Книги Царств и Второзаконие в серию романов ужасов о кровавой бойне, учиненной Богом, а Левит и Числа – в кодекс репрессивных и дискриминационных законов, где каждое тьфу карается смертью и побиванием камнями. Да и сейчас на основании якобы обещаний Бога (Ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои (Исх.34:24) оправдывают политику современного Израиля.

Что ж, следует ли отринуть Ветхий Завет, как священное Писание и воспринимать его только как цветастую и кровавую историю некоего восточного народа? Были такие Добрые Христиане, которые почитали боговдохновенными лишь Новый Завет, апокрифическое Видение Исайи, Видение Иоанна и Псалмы. Были и такие, которые пробовали по крупицам собирать алмазы истины у пророков Даниила, Иезекииля и других, в Притчах, в Исходе и даже в Книге Бытия. Но где грань, по которой следует произвести сей водораздел? На каком основании мы можем сказать: «Вот это боговдохновенно, а тут рыбу заворачивали»? Разумеется, что в Писаниях есть вставки, ведь кто только не пытался переделать священные тексты на свой лад. Но в том и состоит боговдухновенность этих текстов, что даже несмотря на эти искажения, можно понять смысл Слова Божьего. Но ведь и в Евангелиях, и в Апокалипсисе, и в Посланиях также много цитат, которые грозят смертью и адом, муками, серой, зубовным скрежетом. И эти цитаты тоже выкинем?

 

Если уж интерпретировать, так интерпретировать всё, весь огромный кодекс Писаний. И доктора из среды Добрых Христиан с интеллектуальной честностью принялись за это, потому что у них был «ум Христов» и краеугольный камень – Заповеди Христовы. Попробуем и мы проследить за ходом мысли тех, кто стяжал Духа Святого.

 

Дух Писаний предполагает, что Тот, кто даровал нам Заповеди Божьи, Сам их и разделяет. От Отца Небесного исходит только благо – и никакого зла. Думаю, в этом пункте с Добрыми Христианами были согласны и ортодоксы. Расхождения начинаются отсюда -  Отец Небесный всесилен только в благе, но не во зле. Отец Небесный создал благой мир, о котором Он сказал, что «вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31) Следовательно, этот мир, в котором мы с вами живем и который так далек от совершенства, создан не Богом, возник не по Его замыслу и тем более, не руководим Божьей волей. Можем ли мы тогда воспринимать буквально Книгу Бытия? Не разумнее ли предположить, что ее нужно прочитывать как притчу, в которой есть указания и на сотворение Богом Небес, как и на замысел Сатаны, из-за которого свершилось падение и заключение в одежду из глины благих душ?

 

Давайте представим себе, что Бог является чуждым этому миру. Что в этом мире, где совершается круговорот страданий, всякая радость чередуется со злом, господствует насилие, а всякая жизнь завершается смертью, живут Его дети – души Божьи, Можем ли мы предположить, что Отец Небесный может позволить им мучиться вечно, или, тем более, что Он создал место еще более ужасное, чем этот мир, место, в котором некоторым душам уготовано страдать во веки и веки?  Вероятно, что нет, поскольку это означало бы, что Бог признал Свое поражение перед лицом зла, что зло – более могущественное, чем Отец Небесный. Бог, по Сергею Худиеву, сочувствует Своим детям, но, вопреки тому же Сергею, всем детям. А ведь сказал Господь Наш об Отце Небесном: Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.» (Иоан.10:28,29)

 

Если «Христос и ад — никак не друзья, а смертельные враги», как справедливо заметил Худиев, то и Отец Небесный и преисподняя – никак не меньшие враги. (Заметим походя, что по законам здравой логики, последствия, противостоящие друг другу, имеют и противостоящие друг другу причины). Из этого делаем вывод, что слова Писания о «тьме внешней», «скрежете зубовном» и так далее Добрые Люди интерпретировали как нечто такое, чего не было в замысле Божьем, Богу не принадлежит и Им не управляется. Этому месту нет удела в вечности, поскольку вечность – это атрибут Бога. Почему же тогда говорится в Писании об «огне вечном», о «вечных узах», о «стране мрака» о вечной гибели и вечном осуждении? Эта «вечность», вернее «дурная бесконечность» которую Джованни де Луджио называет «древностью», как раз и относится к атрибутам смертельного врага Божьего – дьявола. Более того, это прямое указание в текстах  на другой, самостоятельный источник зла, не имеющий отношения к Богу: «Следует также считать доказанным ... что грех, кара, ужас и заблуждение, огонь и муки, цепи и сам Дьявол также не имели начала, и не будут иметь конца. Поскольку являются ли эти вещи названиями, которыми описывают начало зла, или только названиями, которыми обозначают его последствия[1], в любом случае, они свидетельствуют о существовании единой причины зла, вечной, извечной и древней; ибо если последствия вечные, извечные и древние, то из этого следует, что и причина такова же. Таким образом, вне всякого сомнения, существует злое начало, из которого непосредственно и сущностно проистекают эта вечность, извечность и древность.»

 

Но тогда, если Бог не сотворил и не допускал сотворения ада, как его понимают ортодоксы, получается ли, что в воле Божьей спасти все души? А если так, то не значит ли это, что все души умерших воспаряют в Царствие стройными рядами, независимо от того, какие грехи они совершали и, главное, в каких грехах они умерли? Однако, как могут спастись грешники и нечестивцы – ведь в Царствие не может войти ничто нечестивое «…не войдет в него ничто нечистое  и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.» (Откр 21:27). Да и не будет им приятно там, в Царствии, как неприятно алкоголику сидеть за столом с людьми трезвыми, ценящими хорошее вино и утонченную беседу. Но ведь если земные доктора способны излечить (в случае, когда больной сам желает выздоровления) забулдыгу от алкоголизма, а земные учителя повысить интеллектуальный уровень, если ученик желает учиться, то как же тогда должен преуспеть Небесный целитель и настоящий Учитель? Но что делать, вопрошает Сергей Худиев, если забулдыга и человек во всех смыслах закосневший в невежестве «может и не захотеть»? Ведь Отец Небесный, чуждый всякому насилию, не может применять «принудлечение», как в какой-то совдеповской психушке.

 

Катарские доктора, оставаясь верны логике и обетам Справедливости и Правды, идут дальше в своих умозаключениях. Что делает мудрый и добрый родитель, если видит, что дитя еще не доросло до взрослых деяний? Пытается его убедить, увлечь, заинтересовать, но не будет проводить процесс обучения с помощью ремня. “Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него” (Матф.7:11). Если дитя еще не доросло, то пусть себе играет. Отец Небесный может обратиться к делающему зло с вопросом типа «Савл, за что ты гонишь Меня?», но никогда Он не поразит этого человека молнией, у того не отсохнет рука, поднявшаяся на праведника, вдову и сироту, да и в загробной жизни злодея не ждут котлы с очень неприятными СПА-процедурами. Если человек привязан к этому миру всеми своими помыслами, и желает только одного - пребывать в этом мире, зубами выгрызая себе место под солнцем, то его желание сбудется на все 100 %. Он снова родится в этом мире, пройдя через страдания, и снова будет существовать, пока в одной из жизней не обретет бытие.

 

Но Отец Небесный все время дает Своим детям шанс. Он использует творение иного начала – чередование рождений и смертей - для того, чтобы Его дети получили возможность устремиться к лучшему. Не в этих, так в иных телах они распознают правду, примут ее и направятся к свету, и Отец Небесный встретит их, как добрый отец своего блудного сына. Итак, в чем же состоит основная концепция цитаты «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден» (Иоан.3:18)?

 

Некоторые дети Отца понимают, что настоящая свобода возможна только тогда, когда «последний враг истребится – смерть».. Они не могут выбраться из мира, отягощенного смертью, сами, без посторонней помощи (Духа-Утешителя; вспомните: "где Дух Господень, там свобода" (2Кор. 3:17). Но также они знают, что там, за стенами этого мира, есть мир настоящей свободы, мир Царствия Небесного. И что Отец Небесный ждет их там. Его Слово, которое Он передал Своим апостолам, Его заповеди можно сравнить с детальной инструкцией, как выбраться из этой тюрьмы на волю. Таким образом, тот, кто верует в Него (то есть, исполняет Его заповеди, добрый христианин, друг Божий, апостол), не судится. Тогда как неверующий, тот, который думает, что этот мир – единственно возможный мир и естественная среда обитания душ человеческих, уже осужден остаться в этом мире.

 

Возникает вполне закономерный вопрос: а что с теми, которые веровали, но не нашли в себе сил (или им не выпала возможность) стяжать себе Духа святого? Ведь сколько было случаев, когда добрые верующие погибали в тюрьмах Инквизиции, и не было с ними апостолов, чтобы возложить на них руки. Неужто их личность рассеется как дым? А вот здесь я бы поспорила – ведь спасение в Божьей воле, и оно зависит как от силы веры самого человека, так и от милосердия Божьего.

 

Так или иначе, страданий, умноженных на вечность, не будет, поскольку этот мир, созданный другим началом, неумолимо придет к своему собственному концу и закончится «дурная бесконечность» смертей и рождений. Ведь наличие в мире божественных искр, душ, сотворенных Благим Творцом, дает ему временное существование. С уходом из него последней души этому миру уже не на что будет опираться. Мы не знаем, будет ли в  Судный День только  сера и огонь, но к этому времени все души Божьи будут уже собраны в чертоге Господнем, и там будет царить вечная радость, где каждая душа будет любить другую, как своего отца, или мать, или брата, или сестру.

 

А пока что мы разделены. У праведников всегда были неправедные братья, или друзья или хотя бы знакомые. Как же они могут радоваться в Царствии, зная, что кто-то из их близких и любимых обречен мучаться в аду на веки вечные? И если б они радовались, взирая на муки людей, они бы не были праведниками. Глупо верить, что люди по собственному выбору могут желать себе зла и совершенно аморально верить, что Бог может обречь кого-то на муки. Даже если это законченные злодеи, или инквизиторы, - настанет день, и в других телах они вернутся на благой путь, пройдя свое покаяние. Когда-то через это пройдут все ныне живущие души,  и все они займут уготованные им троны. Вот наша вера. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1). Потому и конца света сегодня не будет. Слишком много еще надо сделать: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.» (Иоан.10:16)

 



[1] Этот отрывок ясно показывает, что всякое «злое» и сам Дьявол не обязательно совпадают с верховным началом Зла, но возможно, являются только его последствиями.

Tags: Воскресные размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments