credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Катары: бедняки Христовы или апостолы Сатаны. Часть 2. Продолжение

КАКИЕ ПОРОКИ И КАКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ?

Апостолы или рейнские катары.

В Кельне произошли новые массовые аресты, и Эвервин из Штайнфельда приводит свидетельства о торжественном заседании суда, где еретики не побоялись защищать свои теологические взгляды перед епископом и его судом, сознательно используя аргументы из Святого Писания. Впечатленный этим, Эвервин даже решил поговорить с еретиками в той тюрьме, где они содержались, еще до того, как толпа схватила и увела, чтобы сжечь тех из них, кто отказался отречься. И зрелище их мужественной смерти, достойной первых христианских мучеников, до такой степени взволновало монаха, что он почувствовал потребность открыться Бернару из Клерво.

В огне первых костров XII столетия, в 1120 году погибли крестьяне из Суассона. Потом, на протяжении всего столетия, огромные волны репрессий (см. ниже), организованные епископской властью, уничтожили целые общины во Фландрии, Рейнских землях и Шампани. В Рейнских землях Экберт де Шонау и великая Хильдегарда Бингенская начали рьяные проповеди борьбы с еретиками, а говоря о ереси, они стали сравнивать ее с чумой и проказой, а еретиков - с волками, собаками, лисами, гиенами и шакалами.

Новый рисунок (29)




Эвервин сообщает нам - как он пишет об этом и Бернару - что еретики, или, как они сами себя называют, Апостолы и Бедняки Христовы, организованы в смешанные общины, которыми руководят епископы. Как и еретики эпохи Тысячелетия, они не верили в человеческую природу Христа, заменяли Преосуществление простым благословением хлеба, очищали от грехов благодатью через таинство крещения путем возложения рук. Как и богомилы, они практиковали вступление в христианскую общину через несколько последовательных этапов прохождения теологического обучения и послушничества. При этом у них была двойная церемония - крещение, которое делало из простого симпатика верующего, и потом посвящение, когда верующий становился христианином.

Немецкое готическое искусство отражает воинственность Хильдегарды. Статуи, украшающие кафедральный собор в Страсбурге, изображают добродетели, поражающие пороки.

Новый рисунок (30)

Рейнские Апостолы вели жизнь по примеру апостолов Христовых, как это делали и «манихейцы» эпохи Тысячелетия, и, как и богомилы, претендовали на то, что они представляют собой истинную Церковь. Они утверждали, что эта Церковь жила в подполье в Греции со времен апостолов, но отныне она должна распространиться по всему миру. Аргументы, которые они выдвигали Эвервину о своем предназначении, появляются и в позднейших текстах, представляющих собой основы катарской теологии. Как в Евангелиях, и особенно в Первом Послании Иоанна, противопоставляются Бог и мир, Апостолы или Бедняки Христовы противопоставляли свою Церковь Божью и Римскую Церковь мира сего. Признаком своей преемственности они считали соответствие их образа жизни апостольскому, согласно евангельской метафоре о добрых деревьях: «По плодам их узнаете их». Живущие в бедности, отвергающие насилие, они отрицали аутентичный христианский характер великой Церкви, властной и купающейся в роскоши, Отцы которой сошли с пути Христового.

Новый рисунок (31)В противоположность тому, о чем долго писали историки, катары на самом деле использовали весь комплекс Нового Завета, а также некоторые книги Старого Завета, а не только Евангелие от Иоанна (см. Евангелист Иоанн). Однако их религиозность и в самом деле была окрашена предпочтением иоаннической традиции. Катары и богомилы произносили пролог Евангелия от Иоанна во время своей литургии крещения и посвящения, и проповедовали свой христианский дуализм, отталкиваясь от таких цитат, как: «Мы знаем, что мы от Бога, и что весь мир лежит во зле» (1 Ио, 5: 19).

ДВА МИРА И ДВЕ ЦЕРКВИ

Аргумент о двух Церквях, используемый вот уже столетие авторитетами Римской Церкви, чтобы обличать еретические секты Апостолов Сатаны, теперь, кажется, стал использоваться самими еретиками для собственной защиты. Но основа анализа, лежащего под этими аргументами, та же самая: это зачатки дуализма, содержащегося в самом христианском Писании; это скрытое противостояние Бога и мира; это «манихейские» тенденции, выявившиеся во всем христианстве эпохи Тысячелетия, которые богомилы и катары последовательно развивали от XI до XIII столетия и, наконец, поставили во главу угла своей логики. Через двадцать лет после Эвервина де Стейнфельда, в 1163 году, когда зажглись новые костры, другой монах из Рейнских земель, Экберт де Шонау, описал в своих проповедях аналогичные и совпадающие по всем статьям с предшественниками еретические общины. Но он подает две дополнительные подробности. Он сообщает о дуалистической интерпретации мифов о творении, используемых этими «Апостолами Сатаны» и изобретает новое слово «катары» для их обозначения. Хвастаясь своей эрудицией, он использует игру слов, составляя новое слово из двух: «катаристы» (античная секта манихейцев или «чистых») и «поклонники кота» (колдуны, поклоняющиеся дьяволу в образе кота). Однако на всей территории, где жили эти еретики, от Малой Азии до Аквитании, они никогда не называли себя иными именами, кроме как христиане, Бедняки Христовы или Апостолы. Слово «катары» неожиданно приобрело широкую известность и популярность после публикации в 1848 году книги Карла Шмидта «История и доктрина секты катаров». Вот почему мы и дальше продолжаем употреблять этот термин, несмотря на всю его историческую ошибочность.

Новый рисунок (32)Согласно еретикам, Благая Весть Евангелия, провозглашенная Христом, обновила и вытеснила Закон Моисеев, установленный Старым Заветом. См. Христос между Церковью и Синагогой (миниатюра XV столетия).


Tags: Анн Бренон книги, Анн Бренон. Бедняки Христовы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments