credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Катары: бедняки Христовы или апостолы Сатаны. Часть 2.

Рассеянная в XI столетии, ересь увидела свои великие дни в XII столетии: теперь это уже организованная контр-Церковь, со своим клиром и епископами. Под разными названиями, которые давали им враги, мы обнаруживаем ревностных монахов, читающих Новый Завет и практикующих раннехристианский ритуал крещения путем возложения рук.

Новый рисунок (23)





Глава вторая

 

Церкви европейских катаров

            

О богомилах греческого христианства сообщается на тридцать лет раньше, чем о западноевропейских еретиках. В Боснии и Болгарии известно несколько памятников средневекового народного искусства, приписываемых богомилам (слева внизу), что чаще всего невозможно проверить. Однако известно, что в Сараево есть стела, посвященная выдающемуся боснийскому иерарху, Госту Милютину.

Новый рисунок (24)

БОГОМИЛЬСКИЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ

Богомилы Византийской империи.

 

В середине XI столетия греческое и латинское христианство окончательно раскололись, в том числе и по причинам расхождения в области учения о Троице, между католической Церковью Римского папства и православной Церковью, признающей только авторитет Константинопольского патриарха. Но фактически, позиция греческой Церкви перед лицом ереси свидетельствует о разнице между ее подходом и подходом к той же ереси римского католицизма. Если православные церковные иерархи и обличали ересь теми же обидными словами, что и Римская Церковь, они почти никогда не скатывались, как последняя, до физических репрессий против отступников.

 

Новый рисунок (25)Раскол 1054 года, завершившийся взаимным отлучением патриарха Константинопольского Михаила Керуллария и папы Льва XI (слева), поставил точку над і в этом процессе. Культура, язык, политическая судьба, позиция относительно религиозных вопросов – все с тех пор разделилось между этими двумя ветвями христианства, греческой и латинской. Богомилы и фоундагаиты, греческая версия латинских катаров, следовали традициям василианских монахов и, как и их братья-катары, не представляли собой ничего внешнего по отношению к христианской культуре.

 

Во второй половине X столетия, буквально за несколько десятилетий до того, как в западноевропейских хрониках появились упоминания о «манихейцах и колдунах», похожие на них еретики были описаны в греческих и славянских источниках. В 970 году болгарский священник Козьма посвятил им целый трактат, где неприязненно отзывался о тех, кто называл себя «богомилами» - по имени их ересиарха, попа Богомила (славянский вариант греческого имени Теофил, «друг Божий»). Рассеянные по всему Болгарскому царству, одетые в монашеские одежды, эти богомилы – но сами они не называли себя никаким другим именем, кроме как просто христиане – совращали, пишет Козьма, наивные души своей демонстративной набожностью и стремлением к аскетической жизни. Они насмехались над суеверными церемониями православной Церкви – культом Распятия и реликвий, верой в чудеса; отрицали всякую ценность ее таинств; сами претендовали на право отпускать грехи, и среди них были даже женщины, что, замечает Козьма, без сомнения, достойно осмеяния.

Новый рисунок (26)Византийские документы относительно ереси XI столетия более детальны и точны, чем современные им западноевропейские тексты. Богомилы, описанные в них, выглядят очень похожими на латинских еретиков эпохи Тысячелетия. Суровые монахи, очень набожные, но в то же время преисполненные духа резкой критики, они были организованы в смешанные христианские общины и претендовали на то, что именно они представляют истинную Церковь. Они практиковали долгие периоды теологического обучения и монашеского послушничества, которое неофит проходил до вступления в христианскую общину. Само вступление осуществлялось через крещение путем возложения рук, которое смывает все грехи. Есть свидетельства, что богомилы использовали миф о падении Люцифера и притчу о вероломном управителе (выше) для дуалистической интерпретации Писания, приписывая создание сего мира демиургу.

 

По сообщениям хронистов, у этих еретиков были и некоторые дополнительные черты, по сравнению с их западными коллегами. Противопоставляя, как и те, Ветхий Завет Новому, они в своих проповедях, по-видимому, толковали Святое Писание исключительно дуалистически. Богомилы считали, что творение этого мира несет на себе отпечаток зла, а не Бога, и приписывали его не Богу, а одному из восставших ангелов, Люциферу. Другие важные документы XI столетия свидетельствуют о том, что богомильские монахи во множестве присутствуют в монастырях столицы Византии, Константинополе, а также на обширных просторах византийской Малой Азии. Там, под именем «фоундагиаты», что означает «путешествующие монахи с переметными сумами», они проповедовали Евангелие и свою веру местным крестьянам, и основали бесчисленное множество мужских и женских общин. В столице империи им удалось получить поддержку некоторых крупных аристократических семейств.

Один из представителей таких семейств, известный и уважаемый врач по имени Василий, был сожжен вместе с несколькими своими учениками по приказу императора Алексия Комнина на большом ипподроме Константинополя около 1100 года. Именно в это время Западная Европа вновь открывает для себя еретиков, которым дают разные имена, но среди которых, в конце концов, преобладающим становится слово «катары».

 

Описание торжественной казни ересиарха Василия и его учеников в Константинополе приводится в Алексиаде, хронике, которую византийская царевна Анна Комнина посвятила царствованию своего отца, императора Алексия (справа)Новый рисунок (27)

 

 

УМНОЖЕНИЕ СПОРОВ

Западная Европа: патарины и ткачи

 

Новый рисунок (28)Во второй половине XI столетия упоминания о еретиках исчезают из текстов и хроник Западной Европы, занятой проблемами грегорианской реформы. Однако в первые годы XII столетия они снова появляются в поле зрения хронистов, причем одновременно и во всех тех местах, где они уже были известны в эпоху Тысячелетия. В разных регионах, где о них упоминается, они предстают перед нами под разными именами, но при этом довольно легко проследить те общие черты, по которым их можно идентифицировать и узнать. «Патарины» в Северной Италии, «фифлы» во Фландрии, «публикане» в Шампани и Бургундии, «ткачи» в Лангедоке - везде они исповедовали одни и те же «ошибки», практиковали одни и те же ритуалы, везде их преследовали как еретиков, приводили на епископские суды и сжигали живьем, по инициативе возбужденной и гневной толпы и несмотря на тревожную бдительность служителей Церкви, как подчеркивают и на чем заботливо настаивают многочисленные монахи-хронисты первой половины XII века. Но уже с середины XII столетия Церковь больше не испытывает колебаний и сама начинает проявлять инициативу, организовывать репрессии и физическое уничтожение отступников.

Массовые аресты и костры в Льеже в 1135 году, по-видимому, уже дело рук епископальной власти, и из этих же документов мы видим, что и огромная территория Рейнского архиепископства с центром в Кельне особенно сильно была затронута евангельским сопротивлением. В 1143 году Эвервин, аббат монастыря в Штайнфельде, послал об этом тревожный сигнал Бернару из Клерво, светочу Сито и наиболее уважаемому религиозному авторитету своего времени, будущему святому Бернару. Это письмо, на которое Бернар ответил серией проповедей на тему «Песни Песней», представляет собой документ исключительной важности.

 

Ересь XII века, кажется, затронула все социальные слои - от крестьян до каноников. Надо сказать, что адепты ереси должны были следовать евангельскому принципу обязательного труда, и поэтому тексты акцентируют на их связи с миром ремесленников, и особенно ткачей (см. выше). Кроме того, эти еретики открываются нам как люди, знающие Евангелие и, в отличие от своих предшественников, не отвергают никаких новозаветных текстов. Известно, что греческое слово «ересь» означало «выбор», а не «ошибку». Первых еретиков укоряли в том, что они избирательно относились к священным текстам, а не принимали их в целом.

 

В то самое время, когда цистерианцы приняли идею о железном мече, который может отточить и использовать воинствующая Церковь, рейнские еретики, по-видимому, организовали бедную и евангельскую контр-Церковь, Церковь Апостолов - название, которое их противники превратили в «Апостолов Сатаны».


Tags: Анн Бренон книги, Анн Бренон. Бедняки Христовы
Subscribe

  • В ожидании. Пятидесятница

    «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, … (вы) говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в…

  • Праздник ли Вознесение?

    «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас…

  • О Воскресении

    «…и сказали: «Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха». Однако они не убили его и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments