credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Казнить нельзя, помиловать (продолжение 8)

Казнить нельзя, помиловать (продолжение)
Казнить нельзя, помиловать (продолжение 1)

Казнить нельзя, помиловать (продолжение 2)
Казнить нельзя, помиловать (продолжение 3)
Казнить нельзя, помиловать (продолжение 4)
Казнить нельзя, помиловать (продолжение 5)

Казнить нельзя, помиловать (продолжение 6)
Казнить нельзя, помиловать (продолжение 7)

Итак, «Слова Господа должны быть переданы так, как они были получены апостолами» - говорит Сергей Худиев.
В связи с этим
хотелось бы поговорить и еще кое о чем. Стоит все же уточнить, какие слова были получены апостолами и что эти слова значат? Ведь именно об этом уже, наверное, лет двести, а то и больше (если я не ошибаюсь) ломают копья библеисты и теологи. Но здесь я не хочу говорить о текстах и их происхождении, хотя это важная и нужная тема. Я хочу поговорить о другом. Дело в том, что при всей важности критического исследования Писаний и «поисков исторического Иисуса» этот способ выяснения истины Писаний не является ни единственным, ни универсальным. Все эти драки по поводу подлинности библейских текстов в итоге привели к серьезному обеднению значения Слова, к недопустимому сужению его опыта для верующих, а не для лингвистов, сделали теологию служанкой лингвистики. Они вообще затмили то фундаментальное обстоятельство, что вера и религия являются способом раскрытия истины. Тексты изучают не для того, чтобы их понимать – их изучают вместо того, чтобы понимать. Пытаются вычитать из них «первоначальные пласты» так, как если бы они не имели никакого отношения к нам, верующим.

 

По моему глубокому убеждению, верующий христианин не сможет оставаться таковым без критической и верной герменевтики своих Писаний. Что значит критическая герменевтика? Это значит потребность тщательно и без различных оговорок исследовать библейские тексты не только и не столько в плане их подлинности и соответсвия ранним образцам или социально-культурным обстоятельствам, а в плане их религиозной последовательности и моральной ответственности. Если мы признаем эти тексты даром Бога религиозной общине, а также носителем нормативного авторитета, который должен определять христианскую жизнь, то нам следует признать еще кое-что. Этот дар является чем-то большим, если мы действительно так считаем   – он призывает христианскую общину постоянно общаться с Богом и переосмысливать в этом общении собственный опыт и слова Писания. Что значит верная герменевтика? Любая герменевтическая проблема раскрывается только путем «переплавления горизонтов» интерпретатора и автора, благодаря диалогу между ними и нахождению общего языка. Так и здесь – мы должны продолжать диалог с Богом, а не закупоривать Его в тексте как муху в янтаре и не прекращать этот диалог. При этом мы и будем проявлять уважение к текстам, всерьез воспринимая каждое слово, более того, мы будем надеяться на то, что в процессе этого диалога и переосмысливания мы все больше будем распознавать глубину текстов, все больше давать возможность этим текстам заговорить в соответсвии с «замыслом Христовым».

 

Такая герменевтика может и должна быть «противоядием против демонов нетерпимости» – то есть, обеспечить такое прочтение Нового Завета, которое будет противостоять негативному потенциалу самого текста и одновременно явится позитивной основой для признания прав человека. Такое прочтение никоим образом не является капитуляцией перед «текущим моментом» или следование модным тенденциям – наоборот, это и есть послушание Духу Святому, поскольку именно Он говорит нам судить по плодам и направляет к пониманию того, что такое прочтение может оказаться ближе к стержневым основам христианства и к глубинному смыслу самих текстов, чем ортодоксальная традиция, ответственная за трагическую известную всем нам практику.

                                                                                                                                

Ортодоксы часто отвергают релятивизацию текстов, поскольку не желают считаться с тем, что эти тексты являются не _непосредственным_ Откровением Бога_, где описаны невгребенные  истины действительности, а человеческие писания, порожденные в определенных социальных и исторических условиях, но свидетельствующие об Откровении Бога. Однако для людей, которые живут не в этих социальных и исторических условиях, а в других, такой текст может быть Откровением только через интерпретацию. Ортодоксы же считают, что такой подход является угрозой христианской идентичности и всякую историческую или литературную контекстуализацию объявляют покушением на авторитет текста. Я же полагаю,  что авторитет текста не уменьшается а наоборот, растет благодаря такой интерпретации. Ведь релятивизировать риторику нетерпимости, которая присутствует в Писании, вовсе не означает отрицать правду Писания и лишить Слово Божье его авторитета. Это означает, что мы пытаемся получить четкое представление о том, какого рода правда присуща Писанию, что именно означает авторитет текста. То есть определить правду Писания с учетом литературных условностей текста. Те, кто утверждает, что таким образом текст лишается авторитета, упрощенно понимают авторитет Писания. Авторитет Писания в жизни христианской общины должен быть частью постоянной дискуссии, Да, это очень сложная дискуссия, но главное в ней  – серьезно воспринимать каждое слово Писания. А воспринимать его серьезно без анализа этого текста невозможно. Релятивизация же его нетерпимой риторики означает понимание правдивости и авторитета текста более уважительно, а не менее. Если мы будем понимать некоторые вещи в Писании буквально, мы сделаем авторитет Писания фальшивым. Почему мы должны понимать буквально то, что понижает планку этого авторитета, а то, что повышает – небуквально? Конечно, такое понимание предполагает духовный кенозис со стороны читателей, верующих в Христа. Если уж они избрали жизнь, устремленную к Христу, то прежде всего они должны воспринимать его суровые требования прежде всего как как обращенные к себе, а не только к другим.


Tags: Воскресные размышления
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments