credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Часть первая. Продолжение

9. ИТАЛИЯ

            Особенностью итальянского катаризма является то, что в Ломбардии, вследствие личных расхождений, он разделился на две противоположные школы, у каждой из которых были иерархи в одной и той же местности, и они расходились во взглядах, но на остальной территории Италии такого явления не было. Католики называли еретиков Ломбардии «катарами», а в других местах, например, во Флоренции, «патаренами».

           

Тем не менее итальянские тексты наиболее целостные, систематичные и наиболее известны. Некоторые из них, в отрывках или в компиляциях, разбросаны в многочисленных рукописях по всей Европе, и еще не окончена работа по восстановлению, разделению и датировке этих текстов.

            Среди них находятся два документа аутентично катарского происхождения: Апокриф известный под названием Interrogatio Johannis или Тайная Вечеря, который инквизиторы тринадцатого века называли «апокрифом (secretum) еретиков из Конкореццо»; этот текст вроде бы попал из Болгарии к умеренному катарскому епископу из Конкореццо Назарию, ок. 1190 года.[1]

            Второй текст, абсолютно отличный от предыдущего, это Liber de duobus principiis радикального епископа Джованни де Луджио из Бергамо, открытый О. Донденом в 1939 году в рукописе Лаурентианской библиотеки во Флоренции. Вместе с ним находится текст латинского Ритуала.[2]

            К этому тексту можно присоединить свидетельства двух катаров, которые ссылаются на учение Джованни де Луджио. Это фрагмент II составленного из различных текстов сборника датируемого перед 1253 годом под названием Brevis summula.[3]

            Из публичных или частных признаний отступников можно упомянуть также:

            Труд под названием Manifestatio haeresis catharorum quam fecit Bonacursus,[4] которое могло появиться до 1190 года. Это по-видимому публичное исповедание одного из катарских докторов в Милане. Текст этот дошел до нас в несколько искривленном виде – у него есть вступление в виде пролога и он заканчивается коротким заключением. Рукопись Lat. 14 927 парижской Народной Библиотеки подает его в сокращенном виде, очевидно более древнем, но с добавлением нескольких упоминаний о вальденсах, отсутствующих во втором тексте.[5]

·         Признания (confessio) двух патаринов (один из них возможно был «руководителем секты», имен которых с уверенностью установить нельзя, якобы изложенные перед епископом и консулами Флоренции в неизвестное время. В упоминаемой выше парижской рукописи в эти признания вставлен текст Manifestatio, но больше эти тексты ничем не связаны.[6]

И, наконец, признания двух других флорентийских «патаринов» 1229 года, являющиеся аутентичными документами.[7]

            Вся остальная итальянская католическая документация – это в основном схоластические трактаты, где перечисляются в разделах, не особо отличающихся друг от друга ни порядком, ни содержанием, аргументы, выдвигаемые обоими лагерями, с ссылками на Библию, аргументы, доказывающие догматические положения или объясняющие практические детали.

            Первая категория этих книг вспоминает только об одной катарской школе: об «абсолютном» дуализме и связанной с ним идеей предсуществования душ (оригенизм).

            Самая давняя из них, известная в общем как Summa Prepozyta,[8] (происходит из Кремоны) и приписывается некоему «Господину Галлусу» или «господину Г. из Бергамо». Некоторые детали позволяют допустить, что она была написана в Италии до 1210 года.

            Более исчерпывающая книга написана неким человеком по имени Грегорио в 1240-1250-х годах (или немного раньше), Disputatio inter catholicum et paterinum hereticum[9]

            Трудно также датировать короткую заметку, находящуюся в рукописи Casanatensis 1730[10]. Там нет никаких дискуссий по поводу Святого Писания, но зато есть существенная информация на тему катарского епископства во Флоренции.

            Приписываемая убитому в 1252 году доминиканцу Петру Веронскому Summa[11], где также говорится о «патаринах», под этим углом зрения очень близка к Disputatio[12]. Кроме того, это произведение, датируемое ок. 1235 года, довольно подробное и в некоторых аспектах оригинальное. Здесь также приводится догматическая разница между двумя школами катаризма в разрезе их отношения к посмертной судьбе (оригенизм или традуционизм).



[1] Согласно Райнерию Саккони ed. Dondaine, Le Liber de duobus principiis, Roma, 1939, s. 76;- Ed. J. Benoist, Histoire des Albigeois et des Vaudois ou Barbets, Paris 1691, t.1, s. 283-286; - J.-C. Thilo, Codex apocryphus  Novi Testamenti, Lipsk, 1832 etc.

[2]Ed. A. Dondaine op.cit., p. 60; - Chr. Thouzellier. Livre des deux principes, Paris, 1973.

[3] Ed. C. Douais, La Summe des autorites a l’usage des predicateurs meridionaux au XIII siecle, Paris, 1896, s. 114-143; - C. Molinier, Un texte de Muratori concernant les textes cathares в Annales du Midi, t. XXII, Toulouse, 1910, s. 197-211.

[4] Ed. Migne PL 204, cc. 775-792; - R. Manselli Per la storia dell’eresia nel secolo XII. Studi minori, I. Alle origini della Manifestatio haeresis catharorum quam fecit Bonacursus, Bulletino dell’Institutio  storico italiano per il Medio evo e archivio Muratoriano N 67, tom 1955, s.207-211 etc.

[5] Ibid, s. 207-210. R. Manselli считал, что это текст confessio, о котором пойдет речь чуть дальше. А. Дондейн Ed. Migne PL 204, cc. 775-792; - R. Manselli Per la storia dell’eresia nel secolo XII. Studi minori, I. Alle origini della Manifestatio haeresis catharorum quam fecit Bonacursus, Bulletino dell’Institutio  storico italiano per il Medio evo e archivio Muratoriano N 67, tom 1955, s.207-211 etc.

[6]Ed. A. Dondaine op.cit., prox. supra, s. 272-273.

[7] Государственный Архив Флоренции, собрание Санта Мария Новелла, Ed. J. Guiraud, Histoire de l’Inquisition au moyen-age, t.II, Paris, 1938, s 456-457.

[8]Ed. J.N. Garvin, J.A. Corbett, op.cit., supra,  строфа 26.

[9]Ed. Martene et Durand, Thesaurus novus anecdotorum, t. V, cc. 1705-1753; Ilarino da Milano, Fr. Gregorio O.P., vescovo di Fano e la Disputatio inter catholicum et paterinum hereticum  в Aevum, t.14 (1940), 85-40.

[10]Ed. Dollinger, op.cit., строфа 6, s. 321-324.

[11]Частичное издание с критическими комментариями T. Kapelli, Une somme contre les heretiques de saint Pierre martyr (?) в  Archivum Fratrum Praedicatorum, t.17, 1947, s. 295-335.

[12]Ibid., s. 325, строфа 38.

           

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments