credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Часть первая. Продолжение.

Лангедокская инквизиция, которая с самого начала своего существования (1233-34) имела свои дома в Каркассоне и Тулузе, не оставила после себя трактатов типа итальянских Сумм. Правда, позже она присоединила к своей документации работы такого рода иностранного происхождения.[1] Но эти работы им были не особенно нужны – в течение всего периода существования катаризма на Юге Франции, Инквизиция имела в своих рядах отступников, и все об этом знали. Поэтому наибольшую ценность имеют судебные реестры, как объективные и свободные от примитивной клеветы, которой полны источники в других местах, но которым в Лангедоке никто бы не поверил.

           

Это собрание, очень обширное и до сих пор опубликованное только частично, но тем не менее ставшее предметом исследований, содержит приговоры, показания и вспомогательные документы, связанные с деятельностью Инквизиции Каркассона и Тулузы, а также различных епископов и епископских следователей. Оно доступно частично в оригинальных рукописях, частично в копиях современников, а частично в копиях, сделанных Кольбером и составляющих тома 21-36 рукописного собрания так называемого Doat Парижской Народной Библиотеки.[2]

            При изучении догматики следует обратить внимание на Реестр Пьера Сейла 1241 года,[3] для региона Керси, и для того же региона реестр Бернарда де Ко и Жана из Сен-Пьер, тулузских инквизиторов 1243-1244 гг.[4] Большая книга тех же инквизиторов, относящаяся к региону Лаурагэ,[5] (1245-46 гг.), где содержатся показания почти всех жителей определенных местностей, дошла до нас благодаря копии 1260 года и находится под номером 609 городской библиотеки Тулузы. Кроме того, что допрашиваемые вынуждены были отвечать на типичные вопросы, в этой книге есть много оригинальных элементов, особенно касательно периода перед Крестовым походом. Особое место посвящено процессу Пьера Гарсиас, жителя Тулузы: это признания францисканцев, которые уговорили его откровенно высказать свои взгляды (1247 г.)[6]

            От доминиканской Инквизиции 70-х годов мы тоже имеем ценные документы: Книгу Тулузской Инквизиции 1279-1280, написанную Ранульфом из Плассак и Понсом из Паррак.[7]

            На переломе XIII и XIV веков появляется собрание документов, которые являются лучшим источником, который мы имеем. Они относятся прежде всего к периоду возрождения катаризма от Пиринеев до Тарна, главным инициатором которого был нотариус из Акс-ле Терм (Арьеж), Пьер Отье. Они известны уже очень давно, - один был опубликован в XVII веке, фрагменты других – в 1890 году, но упорядочены они были еще раньше немецким епископом Игнацием фон Деллингером.[8] Это прежде всего:

  • Книга приговоров Тулузской Инквизиции Бернарда Ги,[9] а также не особо оригинальная информация, которую этот доминиканский деятель поместил в своем учебнике Practica Inquisitionis.[10]
  • Реестр инквизитора Жоффре д’Абли, относящийся к региону горного Арьежа, рукопись Lat. 4269 парижской Народной Библиотеки (1308-1319).[11]
  • Инквизиционный реестр епископа Памье Жака Фурнье, позже Бенедикта XII, который начинается правда через семь лет после смерти на костре Пьера Отье, но почти полностью передает его учение, а также учение последнего окситанского Совершенного, Гийома Белибаста из Кубьер (Од).
  • Фрагменты интересных в доктринальной области признаний (1302-1305), записанных Инквизицией Каркассона в своем собрании документов.[12]

 

7. ЗЕМЛИ РОНЫ И АЛЬПЫ.

 

            Земли Роны и Альпы стали землей обетованной вальденсов. Катаризм там почти неизвестен. Поэтому неудивительно, что инквизитор Этьен де Бурбон, доминиканец из Лиона, в своем отредактированном от 1960 года труде под названием De deversis materiis predicabilibussecundum septem dona Spiritus Sancti,[13] вместо катаров представляет переписанных у св. Августина манихейцев, за исключением нескольких явно аутентичных анекдотов.

            Доминиканец из того же монастыря, Гийом Пейрот, автор суммы под названием «De vitiis et virtutibus»,[14] (ок.1250 года), умер в лионском монастыре в 1271 году. Его заметки, относящиеся к катарам, и которые можно позже найти у Анонима из Пассау,[15] заимствованы у Алана Лилльского.[16]

            Можна наконец задуматься над происхождением двух катарских катехизисов, открытых в вальденском собрании из Дублина из горной Лигурии (Кони, Чьери) – мест лангедокской эмиграции, где перемешивались влияния катаров и вальденсов вплоть до конца XIV века, как это видно из признаний Джакопо Беха из Чьери перед трибуналом инквизиции в Пиньерол в 1388 году.[17]

           

8. КОРСИКА.

 

            Единственной информацией о корсиканских еретиках являются папские письма конца XIV века[18], но этого недостаточно, чтобы утверждать о присутствии катаров на острове.



[1] Анализ «Пергаментной книги из 247 страниц» в Y. Dossat, Les crises de l'Inquisition toulousaine au XIII siecle (1233-1273), Bordoux, 1959, s..50  и далее.

[2] Эти архивы были исследованы и упорядочены Y.Dossat, op. prox.cit., в работе которого следует искать информацию о том, как пользоваться Doat.

[3] Dossat, Toulouse, N 1, s.38 – Doat t.21 ff 185r –212v.

[4] Dossat, Toulouse, N 3, s.38 – Doat t.22 ff 1r –73v.

[5] Dossat, Toulouse, N 2, s.38 – См. Dossat, ibid., s.55-86.

[6] Dossat, Toulouse, N 3, s.38 ( Doat t.22 ff 89r –106r); - Ed. C.Douais, Documents pour servir a l’histoire de l’Inquisition dans de Languedoc, t.II, Paris 1900, s.90-114

[7] Dossat, Toulouse, N 8, s.39 – Doat t.XXV, t.XXVI ff 1 –78.

[8] Beitrage zur Sektengeschichte des Mittealters, t. II, Dokumente vornehmlich zur Geschichte der Veldesier und Katharer, - N.Y., 1963.

[9] Ms British Museum Add 4697. Ed. P. van Limborch, Historia Inquisitionis, Amsterdam, 1692.

[10] Ed. C. Douais, Practica Inquisitionis heretice pravitatis, auctore Bernardo Guidonis OFP., Paris, 1886.

[11] См. Dossat, Carcassone N 13, op.cit., s.47.

[12] См. Dossat, Carcassone N 20,  -– Doat t.XXХIV, ff 93 –103.

[13] Ed. A. Lecoy de la Marche, Anecdotes historiques, legends et apologues tirees du recueil inedit d’Etienne de Bourbon, dominicain du XIII siecle, Paris, 1877, s.277 и далее.

[14] См. A. Dondaine, Gullaume Peyraut, vie et oevres, в Archivum Fratrium Praedicatorum, 18 (1948) , s.162-236.

[15] Op.cit., запись 6, s. 81-83.

[16] Op.cit., запись 28, s. 366.

[17] Ed. G.Amati, Processus contra Valdenses in Lombardia superiori, anno 1387, в Archivo storico italiano, ser. III, t. I-II (1865), s. 3-61;- I. Von Dollinger, Beitrage, op.cit, , запись 6, s. 265-273.

[18] 1372-1395 гг. См. G. Mollat, Les cathares en Corse в Academie des Inscriptions et Belles-Lettres, Comptes rendus des séances (1956), Paris 1956, s. 147-160.

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Recent Posts from This Journal