credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Казнить нельзя, помиловать (продолжение 5)

Казнить нельзя, помиловать или является ли христианство собственностью ортодоксов?

Казнить нельзя, помиловать (продолжение)

Казнить нельзя, помиловать (продолжение 1)

Казнить нельзя, помиловать (продолжение 2)

Казнить нельзя, помиловать (продолжение 3)


Казнить нельзя, помиловать (продолжение 4)

Такая концепция «христианства» очерствляет даже добрые от природы сердца. Раньше у Сергея Худиева было сердце, а «подобные слова мне казались проявлением недостойной мстительности», - как он сам признается. Теперь же, возжаждав «должного наказания» для «Пусек» с подачи РПЦ, он говорил только:  «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя! Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым. Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут? Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие; попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое». Тогда цитата из тех же святых текстов «А я вам говорю: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лук.6:37) – становится совершенно не нужной. Разумеется, Нагорная проповедь сказана Господом нашим для красного словца. Когда дерзкие смеют попирать ХСС, тут нужно ущучить не просто так, а с «педагогическим эффектом», чтоб мало не показалось и неповадно было. Благо, власть всегда готова поддержать. Когда речь идет о выгоде корпорации, весь пафос этих слов «будучи "посланниками от имени Христова", христиане должны передавать вверенное им послание так, как они его получили. Мы не можем искажать слово Божие или замалчивать какие-то его неприятные или смущающие аспекты» – оказывается, сразу же сдувается. Гордое принятие слов Господа и желание следовать им почему-то ограничивается принятием учения об аде, наказании и отмщении дерзким. Слова Нагорной проповеди настолько неприятны и смущающи для таких проповедников и посланников, что о ней даже и речь не идет.  «О, эти слова приведены как метафора, как благое пожелание» - ответят вам теологи от РПЦ. – «Это установление для поведения внутри православной общины, а с язычниками след поступать жестко, ибо если им не дать жесткого отпора сегодня, завтра они поубивают всех нас». Где-то я эту сентенцию – «убей врага сегодня, чтобы он не убил тебя завтра» - уже слышала. Перед этническими чистками в Боснии? Перед геноцидом в Руанде?

 

Вот мы и вновь возвращаемся к вопросу об интерпретации. Таким образом, и Бог, и все мы – жертвы какого-то неумолимого юридизма. Бог не хочет, но таки осуждает души на страдания (по Сергею Худиеву). Он подтверждает свое учение цитатой из Марка: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Марк 16:16). То есть, человек как бы стоит на распутье и читает надпись на камне: «направо пойдешь – царство получишь, налево пойдешь – буйну голову сложишь». Остается только сожалеть о тех несчастных, которые не умеют читать (в данном случае, это те, которые не могли получить Благой Вести, не могли ее услышать, или не смогли повернуть направо (например, конь понес). «Но это ответ, который люди не принимают; его трудно принять даже многим христианам», - говорит Сергей, и дальше приводит цитаты из Матфея и Марка о «реальности ада»: «И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Марк 9:47-48); «пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 13:41,42); «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (От Матфея 25:41). Но юридизм Сергея алогичен и аморален, и ответ, который он гордо принимает - это нехристианский ответ, скорее, прокурорский в такой интерпретации.

 

Ведь параллелью к этой цитате о вере и осуждении, являются вовсе не цитаты об аде, а иная цитата, на первый взгляд похожая, но меняющая всю концепцию: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден» (Иоан.3:18). 

 

Чтобы объяснить эту концептуальную инаковость, необходимо сделать небольшое вступление. Ведь все эти цитаты в Евангелиях действительно существуют, и если мы считаем эти тексты святыми (за исключением некоторых поздних и очевидных вставок), то должны дать какое-то объяснение им, интерпретировать их. Но интерпретировать, исходя не из буквы, а из самого духа Писаний. Итак, Сергей Худиев говорит:

 «Христос приходит именно затем, чтобы победить ад; Христос и ад — никак не друзья, а смертельные враги.»

И этот постулат подтверждается многочисленными цитатами из Евангелий. Но тогда – если Христос и ад – это враги, тогда получается, что есть другое начало, враг, царствием которого есть ад, как царством благого Бога является Царство Божье. Причем враг извечный, не созданный Богом, существовавший до создания этого мира и который будет существовать после его конца. Враг – другое, злое начало. И вот что говорит по этому поводу Джованни де Луджио:

«Если о таких говорится, что они вечные, извечные, древние, то под этим следует понимать их сущности, не имеющие ни начала, ни конца – как, без сомнения, мы считаем истинным и по отношению к благому Богу. Следует также считать доказанным процитированными выше свидетельствами, что грех, кара, ужас и заблуждение, огонь и муки, цепи и сам Дьявол также не имели начала, и не будут иметь конца. Поскольку являются ли эти вещи названиями, которыми описывают начало зла, или только названиями, которыми обозначают его последствия[1], в любом случае, они свидетельствуют о существовании единой причины зла, вечной, извечной и древней; ибо если последствия вечные, извечные и древние, то из этого следует, что и причина такова же. Таким образом, вне всякого сомнения, существует злое начало, из которого непосредственно и сущностно проистекают эта вечность, извечность и древность».

Итак, если злое начало, породившее ад и Сатану, существовало предвечно, тогда становится непреложным, что Христос и ад – действительно непримиримые враги, и Бог не может позволить, чтобы Его души извечно существовали в таком в высшей степени ужасном месте. Не то чтобы обречь созданную Богом душу на вечные муки, но даже допустить саму возможность, что изначально благая душа будет захвачена злом навсегда, значило бы признать поражение Бога в этой извечной вражде с началом зла. Божьи души, изначально благие, но захваченные злом ангелы, и так мучаются в этом переполненном страдании мире. «Потому что тварь покорилась пустоте[2] не добровольно, а по воле покорившего ее» (Рим. 8:20). Этот мир, а не ожидающий нас в вечности, и есть наш ад. Вот в чем дело, а не наша ужасная участь – она и так ужасна – мы страдаем и умираем, что еще может быть ужаснее?



[1] Этот отрывок ясно показывает, что всякое «злое» и сам Дьявол не обязательно совпадают с верховным началом Зла, но возможно, являются только его последствиями. Прим Рене Нелли

[2] В синодальном преводе «…покорилась суете…», что нелогично по отношению к последующему (Рим. 8:21): «…сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы…»

Продолжение следует

Tags: Воскресные размышления
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква Д

    Д Дама – В окситанской лирике XII-XIII веков этим словом называли благородную женщину , которая одновременно была вдохновительницей…

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква Г

    Г Гаратисты – Итальянские доминиканцы обозначали этим словом (« garatenses по латыни) в XIII веке членов катарской…

  • О посте у катаров

    О посте у катаров. В эти дни католики и православные переживают первую неделю Великого Поста. Для катарского клира - Добрых Людей – пост…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments