credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Катары: бедняки Христовы или апостолы Сатаны. Часть 1. Продолжение

 

Фальшивые пророки Апокалипсиса

РАСКОЛ СРЕДИ ВЕРУЮЩИХ

 

Таким образом, есть неопровержимые доказательства существования народного антиклерикализма в эпоху Тысячелетия. В то время, как клюнийский орден считал, что только его монахи имеют монополию на обетование Царства Божьего, закрыв свет познания в глубине своих аббатств, посреди золота, ладана и ангельских хоров, и пытаясь стимулировать народное благочестие культом реликвий и чудотворных статуй, все громче и громче раздавались голоса протеста во имя здравого смысла и чистоты Церкви времен апостолов. Нашлись люди, которые стали открыто насмехаться над этим культом. И именно в то время, когда огромные толпы собирались во имя Мира Божьего, историки обнаруживают существование мужских и женских общин, объединяющих как светских людей, так и монахов, которые были движимы желанием следовать исключительно примеру жизни апостолов и правилам Евангелия. Они также отказывались признавать более поздние нововведения институций Церкви, ее таинства, о которых не говорится в Евангелиях, и предрассудки. Они резко критиковали образ жизни своих приходских священников и претензии прелатов на светскую власть.

 



В написанных людьми Церкви и монахами-хронистами текстах преимущественно говорится о колдунах и колдуньях, участвующих в развратных ночных оргиях, занимающихся инцестом, неблагочестиво издевающихся над святыми статуями и реликвиями, (которые, несомненно, отомстят им), о неграмотных крестьянах и каких-то зловещих старухах - но в то же время говорят об ужасных слугах зла или манихейцах, о еретиках и посланцах дьявола или апостолах Сатаны. И это дает нам возможность предположить существование теологически более развитого религиозного диссидентства и более ученых его адептов. Хронисты и религиозные авторитеты объясняли данное явление очень просто: это лживые доктора, о которых упоминается в Писании, фальшивые пророки Антихриста, о приходе которых возвещает Апокалипсис.

Новый рисунок (14)

Клюнийские монастыри и аббатства представляли собой закрытые от мира очаги небесного света, преддверие рая, заранее уготованного для монахов. А во «тьме внешней» - колдуны и слуги дьявола.

Новый рисунок (15) 

Тексты повторяют и дополняют друг друга. Диссиденты отвергали культ реликвий, статуй и Распятия, считая все это предрассудками, проповедовали абсолютные целомудрие и бедность; они восставали против крещения маленьких детей, которые еще не могут отличать добро от зла. Но в текстах присутствуют также и теологические аргументы. Эта ересь, если она вообще была ересью, имела популярность как в среде «простецов», так и «ученых».

 

В текстах того времени рассказывается также о тайных собраниях «манихейцев» - крестьян из Шалонской епархии, «лживо претендующих на передачу Святого Духа святотатственным возложением своих рук». Рауль Глабер сообщает в своей хронике о еретической общине, обнаруженной в 1025 году в замке де Монфорте в Пьемонте архиепископом Турина (вся эта община была массово сожжена). Во главе общины стояла женщина, возлагавшая руки на умирающих и окруженная «скопищем дьяволов, одетых в черные одежды», что напоминает нам катарских монахов последующего столетия в их черных одеяниях.

 

Первые костры еретиков

ТАИНСТВА ПОД СОМНЕНИЕМ

 

Еретики, представшие в 1025 году в Аррасе перед епископальным судом Жерара де Камбре, заявили, что они основывают свои религиозные ритуалы исключительно на авторитете Христа и Его апостолов. Они отвергали Ветхий Завет, отказывались от крещения водой и не верили в преосуществление во время евхаристии. Еретики, о которых пишет монах из Ангулема Адемар де Шабанне, появились в 1017 или 1018 годах по всей Аквитании, они постились, как монахи, отказывались от любой мясной пищи и жили целомудренно; они отвергали поклонение распятию, потому что видели в нем орудие пыток и казни. Еретики Перигора, о которых в те же годы сообщает монах по имени Эриберт, практиковали вместо евхаристии простое благословение хлеба, не имевшее такой ценности и значения, как таинство, совершаемое на алтаре. Они также отличались вегетарианством и абсолютным аскетизмом, демонстративными молитвами, совершаемыми на коленях, с земными поклонами, и, скорее всего, повторениями Отче Наш в греческой доксологии: «ибо Твое есть Царствие, и Сила, и Слава, во веки веков, аминь».
Новый рисунок (16)


 Они говорили, что «Христос не рождался от Девы, не страдал за людей, не умирал по-настоящему, не был положен во гроб и не воскресал […] Они не признают таинства преосуществления хлеба и вина в тело и кровь Христову» (Заметки об Орлеанских канониках, около 1050 года)

 

Фальшивые пророки Апокалипсиса

РАСКОЛ СРЕДИ ВЕРУЮЩИХ

 

Таким образом, есть неопровержимые доказательства существования народного антиклерикализма в эпоху Тысячелетия. В то время, как клюнийский орден считал, что только его монахи имеют монополию на обетование Царства Божьего, закрыв свет познания в глубине своих аббатств, посреди золота, ладана и ангельских хоров, и пытаясь стимулировать народное благочестие культом реликвий и чудотворных статуй, все громче и громче раздавались голоса протеста во имя здравого смысла и чистоты Церкви времен апостолов. Нашлись люди, которые стали открыто насмехаться над этим культом. И именно в то время, когда огромные толпы собирались во имя Мира Божьего, историки обнаруживают существование мужских и женских общин, объединяющих как светских людей, так и монахов, которые были движимы желанием следовать исключительно примеру жизни апостолов и правилам Евангелия. Они также отказывались признавать более поздние нововведения институций Церкви, ее таинства, о которых не говорится в Евангелиях, и предрассудки. Они резко критиковали образ жизни своих приходских священников и претензии прелатов на светскую власть.

В 1022 году был зажжен первый костер в истории христианства, где погибли двенадцать

каноников королевского города Орлеан, в том числе и личный исповедник королевы. И хронисты - Рауль и Адемар - уже не обвиняют их в колдовстве и различных развратных действиях; документы, датированные серединой XI столетия, очень точны: слишком набожные каноники, высокоученые клирики, отрицали всякую ценность евхаристии и не верили в человеческую природу Христа. С их точки зрения истинный Бог мог только принять человеческий образ. Они отрицали евхаристию, как магический обряд, превращавший хлеб и вино в настоящую кровь и плоть Христову.

Это обвинение позволило Церкви поставить обнаруженных ею диссидентов в один ряд с великими ересями первых столетий христианства, подобным образом рассматривавших природу Христа. И это - ясная формулировка катарского докетизма, известного нам по документам XIII столетия. Но данный текст дает нам еще более подробную информацию, описывая единственное таинство, которое практиковали осужденные Орлеанские каноники: «спасение через возложение рук, смывающее все грехи, посредством которого нисходит Дух Святой». Это точное определение катарского consolament в том виде, в каком оно описано в XII веке.

Практика возложения рук очень часто упоминается в Новом Завете, а потом в первые века христианства. Средневековые еретики, протокатары и катары, также выводили это свое таинство из апостольской традиции, утверждая, что крещение Духом Святым путем возложения рук - это единственное таинство, основанное на Писании, в отличие от семи таинств, придуманных Церковью, особенно евхаристии и крещения исключительно водой.

Новый рисунок (17)

 святой Павел крестит верующего.

 

 



Tags: Анн Бренон книги, Анн Бренон. Бедняки Христовы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments