credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Катары: бедняки Христовы или апостолы Сатаны. Часть 1.

Тысячелетие в белом платье церквей

 

Но Тысячелетие было также и временем обновления, поисков мира, благополучия, евангельской духовности. Клюнийский монах Рауль Глабер, тот самый, который подает нам в своих Историях экстравагантные и драматические события из жизни крестьянина Лиотара и Орлеанских каноников, также описывает эту зарю второго тысячелетия в красивых образах просторов Запада под белым покровом церквей.

 Новый рисунок (9)



Пасть адова из манускрипта Апокалипсиса XIII столетия, присутствующая также и в скульптурных изображениях романского искусства и символизирующая ужас перед Страшным Судом и вечным проклятием. Народ христианский, начиная с «ужасов Тысячелетия», стал жертвой этого страха, ожидая конца света, и во всем видя знаки, возвещающие второе пришествие Христа, грядущего судить живых и мертвых. Этот ужас был одной из причин различных движений, стремящихся к евангельскому обновлению, в том числе и ереси как такой. Угроза вечной кары, сотрясавшая Церковь, фактически была отвергнута катарами, отрицавшими ее с особым рвением во имя всеблагости и всепрощения Бога-Отца. Они заявляли, что вечный ад - это просто выдумки клириков, жаждущих запугать свою паству.

 



Нельзя отрицать, что совокупность многочисленных факторов - смягчение климата, установление относительного мира после великих вторжений - способствовали тому, что в Европе наступил более благоприятный период, вследствие чего увеличилась численность населения. Вокруг замков и церквей возникали новые деревни, организовывалось землеустройство, возле монастырей вырубались леса и распахивалась целина, а сельскохозяйственные приемы усовершенствовались настолько, что с обрабатываемой земли можно было получать все более богатые урожаи. Уже к XIII столетию страшные голодоморы времен Каролингов были практически забыты. И теперь народ христианский мог обратиться к другим занятиям, а не только заботиться о выживании. Парадоксально, но в то самое время, когда феодальный порядок привел к систематическим войнам и стычкам, население обратилось к Богу и поиску надежд на спасение.

 

МИР БОЖИЙ

 

Это были те самые люди, которые поддержали Церковь, основав широкое движение сопротивления насилиям и злоупотреблениям господ, горделивых воителей, рыцарей, правивших с помощью запугивания с высоты своих холмов и скал, где они строили башни, окруженные стенами и частоколом. Это было движение Мира Божьего, достигшее своей кульминации в последней трети Х столетия, и объединившее крестьянство и прелатов под святой защитой статуй и реликвий. Продолжавшееся весь период Тысячелетия, это движение было подмято под себя и использовано в своих интересах великими князьями в первые декады XI столетия. Но в период своего расцвета оно сумело поставить во главу угла евангельские надежды и стремления следовать Евангелию.

Фактически, в этом противоречивом водовороте насилия и благодати родилась новая жажда религиозности, жажда открыть или же наново открыть послание Нового Завета, стремление к идеалам раннехристианской Церкви и к обетованию спасения. Этот страстный поиск духовности шел из самой глубины как христианского народа, так и его пастырей. И именно из этой среды появляется двузначная фигура еретика, которая была одновременно и плодом воображения монахов, почувствовавших конкурентов в людях, более религиозных, чем они сами, и естественным апогеем харизматических евангельских движений тех времен.

Статуя величества Святой Веры, которую носили во время пышных процессий, для того, чтобы произвести впечатление на народ христианский. Но подобные статуи уже в то время вызывали у населения и другую реакцию - они становились объектом антиклерикальных насмешек. Монахи, написавшие Книгу чудесI столетие), упоминают о существовании в этот период популярной в народе критики такого рода.

 

 Новый рисунок (10)

 

  

Монахи-бенедиктинцы, а позднее - цистерианцы организовали грандиозную вырубку лесов и внесли большой вклад в экономический подъем XI столетия, когда стали осваиваться целинные земли и появляться новые деревни.

 Новый рисунок (11)Новый рисунок (12)Новый рисунок (13)

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Tags: Анн Бренон книги, Анн Бренон. Бедняки Христовы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments