credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Катары: бедняки Христовы или апостолы Сатаны

Начинаю перевод следующей книги Анн Бренон, вышедшей в издательстве Gallimard в 1997 году

Анн Бренон.

 

Катары: бедняки Христовы или апостолы Сатаны?Новый рисунок

Сами о себе они говорят: "Мы, бедняки Христовы, бродим "гонимые из города в город" (Мф. 10, 23), "как овцы среди волков" (Мф. 10, 16), мы страдаем от преследований, как апостолы и мученики. Однако мы ведём жизнь святую и полную лишений, в постах и воздержании, посвящая свои дни и ночи молитвам и работе, и не ищем никакого вознаграждения своему труду, кроме как необходимого для поддержания жизни нашей. Мы придерживаемся всего этого, ибо мы - не от мира сего; но вы, любящие мир, вы заключили сделку с миром, потому что вы - от мира (Парафраза Ио. 15, 19)... "Мы, как и отцы наши - наследники апостолов, и мы получили это по благодати Христовой, и так будет до конца времён. И чтобы различить вас и нас, Христос сказал: "По плодам их узнаете их" (Мф. 7, 16). Наши плоды - это наследование Христа"

(Письмо аббата Эвервина святому Бернару, Рейнские земли, 1143 год)

Анн Бренон - архивист, палеограф, религиовед, историк. С 1982 года она является Главным Хранителем Центра исследований катаризма Рене Нелли. Специализируется на исследованиях источников средневековых ересей. Автор многочисленных книг о катаризме и статей в научных изданиях. Ответственный секретарь редакции научного ежеквартальника Heresis. Преподает средневековую историю в Университете Монпелье с 1993 года.

 

Новый рисунок (1)
Новый рисунок (2)
Новый рисунок (3)


Чем был катаризм? Скорее всего, он не имеет отношения к тому, с чем его привыкли связывать: ни к Персии, ни к античным религиям и мистериям, но проистекает из глубины самого романского христианства. Он выявился в эпоху Тысячелетия, когда подул великий ветер Апокалипсиса, возродивший интерес к идеалам Евангелия, а монахи любили поразмышлять о дьяволе и милосердии Божьем.

 




Христианство Тысячелетия

                              

 

Народ христианский эпохи Тысячелетия жил среди разгула феодального насилия, среди войн, голода и произвола рыцарей, которых Церковь пыталась по-своему социализировать, превратив в христианское воинство. Для людей того времени словно сбылись пророчества Апокалипсиса и воплотился образ дьявола.

 

Новый рисунок (4)

 

Глава первая

 

ОТЦЫ ЦЕРКВИ ПРОТИВ ЕРЕТИКОВ

Возвращение слова «еретик»

В эпоху Тысячелетия любили писать и переписывать книги. Церковные переписчики и хронисты аббатств снова вводят в употребление забытые слово и образ еретика. Они помещают этот образ среди многих других злых вестников и знаков, возвещающих для них конец времен. Еретик - колдун и слуга дьявола - также присутствует среди многочисленных образов «ужасов Тысячелетия», иногда воображаемых. Признание кого-либо еретиком уже исчезло из употребления в Западном христианстве со времен поздней античности. Христианство, ставшее по выбору императора, религией Римской империи, строило свое самоопределение на кодификации догм и исключении несогласных. На Соборах в Никее (325 год) и Константинополе (381 год) ортодоксальные догматы были разработаны и провозглашены как единственные, исключающие другие тенденции в интерпретации христианского Писания. Отцы Церкви очень жестко выступили против великих ересиархов - Маркиона, Мани и Ария, а имперские институции дали Церкви материальную власть, дополняющую возможность отлучать и исключать.

 

По инициативе обращенного в христианство императора Константина был созван Никейский Собор 325 года, где было определено и кодифицировано то, что стало единственной и официальной религией самого императора и империи, и где были отвергнуты все тенденции к разнообразию.
Новый рисунок (5)

миниатюра XI столетия, изображающая один из Соборов.

Новый рисунок (6)

 

Теория двух мечей: светского, доверенного императору, и духовного, переданного папе, породила настоящую христианскую теократию, достигшую своего апогея в Средние века. Более современным воплощением этой теории является так называемый «союз сабли и кропила».

Манускрипт XIII столетия, Декрет Грациана, ставшего основой средневекового права.

 

Новый рисунок (7)

Очень существенно, что Соборы и Отцы Церкви создавали и закрепляли догматическую базу ортодоксального христианства именно для того, чтобы отвергнуть интерпретации Ария и Мани, осужденных как еретики.

Изображение святого Амвросия, символизирующее борьбу против ереси


Последним религиозным деятелем, казненным за ересь, был Присциллиан, аскетический епископ Авилы, осужденный и обезглавленный в 384 году. Потом, на Западе, после завоеваний Карла Великого, Каролинги посвятили свой христианский милитаризм насильственному обращению язычников. Епископы, так же, как и графы, на территории Франкской империи являлись носителями как политической, так и религиозной власти. Это было первое издание христианской теократии, инспирированное примером Царей Ветхого Завета. Редко раздавались голоса, подобные саксонскому монаху Готтшалку (середина IX века), взволнованному теологическими противоречиями и поднимающему вопрос о предопределении - таких просто отсылали в отдаленные монастыри.

 

КОНЕЦ ИМПЕРИИ И ОБНОВЛЕНИЕ ЦЕРКВИ

Конец Х столетия - время реорганизации Каролингской империи, время дробления и своего рода «приватизации» политической власти, перешедшей из рук имперских функционеров в руки графов, герцогов и маркизов, унаследовавших эту власть, в то время как король франков - Гуго Капет с 987 года - уже не мог претендовать ни на какую реальную политическую власть. В этом мире единственной стабильной силой становится Церковь, и особенно монахи, сгруппированные вокруг аббатств реформированного бенедиктинского ордена Клюни. В это самое время монахи - переписчики и хронисты - составляли свои грандиозные истории мира, мира, созданного рукой Божьей, со дня его сотворения до современности. Когда доходило до современности, то их рассказы становились очень детальными и подробными. Среди историй о всевозможных бедствиях - граде, пожарах и зловещих кометах - они сообщают нам, что ко всему прочему появились еще и возвещенные Апокалипсисом фальшивые пророки, и теперь уж точно исполнились все признаки Конца Времен, конца света, который ожидался в 1000-м или 1033 году.

Новый рисунок (8)

Монахи, переписчики и редакторы, неустанно работали в своих скрипториях: именно из их хроник мы узнаем о существовании еретиков в Европе периода Тысячелетия

 

В конце тысячелетия крестьянин из Шампани, обвиненный в манихействе (то есть в ереси в общем смысле, согласно тогдашней терминологии) епископом Шалона за то, что он разбил распятие и проповедовал целомудрие, покончил с собой от обиды и отчаяния. В 1022 году дюжина каноников и монахов кафедрального собора в Орлеане была сожжена живьем за ересь по приказу короля Роберта Благочестивого. Это был первый костер средневекового христианства. Затем в Тулузе, Аквитании и Пьемонте зажглись и другие костры.

 





Tags: Анн Бренон книги, Анн Бренон. Бедняки Христовы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments