credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Часть первая. Продолжение.

2. ФЛАНДРИЯ.

 

            История ереси во Фландрии,[1] несмотря на ранние упоминания (1025 год), дает нам только анекдотические отрывки; до самых времен грамматика Эврара Бетюньского, написавшего в последние годы XII века труд Liber antitheresis, где представляются и опровергаются распространенные в его время доктрины. Это очень объемный труд. После опровержений он излагает претензии еретиков, как если бы он писал стенограмму каких-то публичных споров, или обмен памфлетами. Но Эврар, по крайней мере, имеет в этом отношении непосредственный опыт: «Повторю то, что слышал собственными ушами в Дуилли» (Apud Duillacum).[2]

 

3. ШАМПАНЬ. РЕГИОН ЛУАРЫ.

 

            За исключением очень короткого упоминания в письме льежского духовенства к папе Луцию (1144 или 1145 годы), у нас нет явственных свидетельств о доктрине катаров в Шампани.[3]

            Однако присутствие великого катарского доктора, Гийома, бывшего каноника неверского в Сервиан под именем Тьерри и его участие в споре с католиками в 1207 году описаны Пьером де Во-де-Серней и говорят о том, что эта местность поддерживала духовные связи с альбигойцами.[4] Cкорее всего, этот тот самый Тьерри (Tetricus), труд которого цитирует Монета из Кремоны в своей Summae, а не Дитрих (Theodoricus), сожженный в Бонне согласно отчету Экберта.[5]

 

4. ПЕРИГОР – АЖЕНЭ.

 

            Некий монах по имени Гериберт написал что-то вроде обращения ко всем христианам (omnibus christianis), где поместил заметки, достойные доверия в первой части, но явно наивные в описании интриг последователей человека по имени Понс в Перигоре. Эти заметки принято датировать как написанные до путешествия св. Бернара в Тулузу (1145 год).[6]

            Рауль Ардент во второй половине XII века вставил в проповедь XI в своем сборнике, на восьмое воскресенье после праздника Троицы, замечания, которые скорее всего относятся к катарам в регионе Аженэ.

 

5. ИСПАНИЯ.

 

            В первой декаде XIII века катаризм охватил провинцию Леон. Священник одной из леонских епархий, который в 1239 году стал епископом в Галисии, написал в 1234 году очень хаотический труд, полный заимствований у Исидора Севильского и Григория, но в третьей части этого труда поместил кое-какую сжатую информацию о взглядах и поступках своих противников.[7]

            Каталония, как по типу источников, так и исторических событий, примыкает к Лангедоку.[8] В остальном, как на востоке, так и на западе, катаризм приходит в Испанию извне.



[1] Cвидетельства собраны в коллекции P. Fredericqa, Corpus documentorum inquisitionis haereticae praivatis Neerlandicae, t.1, Gandawa,1889.

[2] Borst, op.cit., s.9. Ed. Maxima Bibliotheca Patrum, t. XXIV. Lyon, 1677, s. 1525-1584.

[3] PL, t. 179, ss. 937-938;  Borst, op.cit., s.4.

[4] Pierre des Vaux-de-Cernay, Historia Albigensis, ed. Guebin et Lyon, t.1, Paris, 1926, s. 24.

[5] Moneta de Cremone. Adversus Catharos et Valdenses libri quinque, ed. Ricchini, Roma, 1743.

[6] PL, t. 179, ss 1721-1722..

[7] Дата установлена А.Борстом, c. 14, строка 4. Ed. Lucas episcopus Tudensis. De altera visa fideique controversiis adversus Albigensium errores, Maxima Bibliotheca Patrum, t. XXV, Lyon 1677, s. 194-251.

[8] См. Jorge Ventura Subirats. El Catarismo en Cataluna, в Bulletin de la Real Academia de buenas letras de Barcelona, t. XXVIII, 1959-1960, Barcelona 1960, s. 75-168.

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments