2. ФЛАНДРИЯ.
История ереси во Фландрии,[1] несмотря на ранние упоминания (1025 год), дает нам только анекдотические отрывки; до самых времен грамматика Эврара Бетюньского, написавшего в последние годы XII века труд Liber antitheresis, где представляются и опровергаются распространенные в его время доктрины. Это очень объемный труд. После опровержений он излагает претензии еретиков, как если бы он писал стенограмму каких-то публичных споров, или обмен памфлетами. Но Эврар, по крайней мере, имеет в этом отношении непосредственный опыт: «Повторю то, что слышал собственными ушами в Дуилли» (Apud Duillacum).[2]
3. ШАМПАНЬ. РЕГИОН ЛУАРЫ.
За исключением очень короткого упоминания в письме льежского духовенства к папе Луцию (1144 или 1145 годы), у нас нет явственных свидетельств о доктрине катаров в Шампани.[3]
Однако присутствие великого катарского доктора, Гийома, бывшего каноника неверского в Сервиан под именем Тьерри и его участие в споре с католиками в 1207 году описаны Пьером де Во-де-Серней и говорят о том, что эта местность поддерживала духовные связи с альбигойцами.[4] Cкорее всего, этот тот самый Тьерри (Tetricus), труд которого цитирует Монета из Кремоны в своей Summae, а не Дитрих (Theodoricus), сожженный в Бонне согласно отчету Экберта.[5]
4. ПЕРИГОР – АЖЕНЭ.
Некий монах по имени Гериберт написал что-то вроде обращения ко всем христианам (omnibus christianis), где поместил заметки, достойные доверия в первой части, но явно наивные в описании интриг последователей человека по имени Понс в Перигоре. Эти заметки принято датировать как написанные до путешествия св. Бернара в Тулузу (1145 год).[6]
Рауль Ардент во второй половине XII века вставил в проповедь XI в своем сборнике, на восьмое воскресенье после праздника Троицы, замечания, которые скорее всего относятся к катарам в регионе Аженэ.
5. ИСПАНИЯ.
В первой декаде XIII века катаризм охватил провинцию Леон. Священник одной из леонских епархий, который в 1239 году стал епископом в Галисии, написал в 1234 году очень хаотический труд, полный заимствований у Исидора Севильского и Григория, но в третьей части этого труда поместил кое-какую сжатую информацию о взглядах и поступках своих противников.[7]
Каталония, как по типу источников, так и исторических событий, примыкает к Лангедоку.[8] В остальном, как на востоке, так и на западе, катаризм приходит в Испанию извне.
[1] Cвидетельства собраны в коллекции P. Fredericqa, Corpus documentorum inquisitionis haereticae praivatis Neerlandicae, t.1, Gandawa,1889.
[2] Borst, op.cit., s.9. Ed. Maxima Bibliotheca Patrum, t. XXIV. Lyon, 1677, s. 1525-1584.
[3] PL, t. 179, ss. 937-938; Borst, op.cit., s.4.
[4] Pierre des Vaux-de-Cernay, Historia Albigensis, ed. Guebin et Lyon, t.1, Paris, 1926, s. 24.
[5] Moneta de Cremone. Adversus Catharos et Valdenses libri quinque, ed. Ricchini, Roma, 1743.
[6] PL, t. 179, ss 1721-1722..
[7] Дата установлена А.Борстом, c. 14, строка 4. Ed. Lucas episcopus Tudensis. De altera visa fideique controversiis adversus Albigensium errores, Maxima Bibliotheca Patrum, t. XXV,
[8] См. Jorge Ventura Subirats. El Catarismo en Cataluna, в Bulletin de