credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Часть первая

Часть Первая

 

Догматика.

 

 

            Источники западной катарской догматики очень разнообразны, но неоднородны.[1]

            Они начинаются от нескольких упоминаний в каком-нибудь письме или хронике, а заканчиваются старательно подобранными аргументами, опирающимися на цитаты из Святого Писания.

            Некоторые из этих источников заслуживают более подробного их описания и оценки содержащихся в них свидетельств. 

 

1. РЕЙНСКИЕ ЗЕМЛИ.

 

            Эвервин, аббат из Стейнфельда, пишет письмо с просьбой о помощи св. Бернарду из Клерво, где приводит целый доклад о еретиках, сожженных в Кельне в 1143 году. Бернард дает ему ответ не в письме, а в своей проповеди 65 на тему «Песни песней»; но в этом ответе он только частично опирается на полученную от Эвервина информацию.[2] Эвервин присутствовал при их допросе:

 

Недавно открыли тут у нас возле Кельна еретиков, некоторые из которых вернулись в Церковь, делая то, что было достаточно (cum satisfactione). Двое из них - один, бывший у них епископом и его товарищ - стали с нами спорить на собрании духовных и светских лиц, где присутствовал и сам Его Эминенция архиепископ, вместе с великими господами из аристократов. Защищали они свою ересь словами Христа и Апостола (Павла).

 

            Следовательно, его свидетельство является аутентичным. Кроме того, он достаточно хорошо разбирается в теме: он различает также и другую секту, которую противопоставляет первой и которая имеет все признаки того движения, которое позже нам стало известно под названием вальденсов.

            Экберт из Шонау, аббат тамошнего бенедиктинского монастыря дарит архиепископу Кельна (и Канцлеру Империи), Рейнальду из Дассель,[3] сборник проповедей против «катаров» (название, которое он впервые дает этим еретикам в Германии в 1163 году). Его информация подобна информации от Эвервина, только богаче:

 

Когда я был каноником в Бонне, то часто вместе с братской мне душой (unanimis) и другом Бертольфом спорил с ними и обращал внимание на их ошибки и методы защиты. Много вещей я узнал от тех, кто был с ними вначале, а потом ушел…Это люди, которых у нас в Германии называют «катарами», во Фландрии «фифлами», во Франции «ткачами», потому что многие из них предпочитают это ремесло…

 

            Так же, как и Эвервин, Экберт знает о существовании другой секты, которую он называет «приверженцами Гартвина».

            Интересна также коллекция так называемого «Анонима из Пассау» - труд инквизитора, относящийся к 1260 году. Среди четырех фрагментов этого труда[4]есть один, в котором содержатся признания, полученные в Кельне от некоего Лебцета перед горожанами и народом Кельна где-то в середине века. Он называется «Ошибки еретиков (Katerorum) «чистой жизни», которые выявил Лебцет перед горожанами и народом Кельна». Стоит только прочитать первые три строчки, как сразу видно, что мы имеем дело с абсолютной клеветой.[5]



[1] Начиная с XVI века они группируются по собраниям, но часто в очень хаотическом порядке (DAchery, Martene et Durand, Dollinger cf. infra) etc.

[2] Письмо Эвервина находится в Собрании св. Бернарда, изданных бенедиктинцами, а затем в Patrologia latine Migne (t. 182, ss. 676-680), относительно проповеди Бернарда 65 см. Migne (далее - PL) t. 183, ss. 785-1198.

[3] Julius Ficker, Reinald von Dassel, Reichskanzler und Erzbishof von Koln, 1156-1167. Aahen 1966, s. 94.

[4] A. Patschovski, Der Passauer Anonimus, Stuttgart, 1968, s. 72, 117-119, 74, 97, 26. (Фрагменты № 24 b,c,d,e). Ed. Maxima Bibliotheca Patrum, t. XXV, Lyon 1677, s. 262-277.

[5] Cum quis sectam Katerorum ingredi desiderat, primo omnium cum natibus suis tribus vicibus osculatur...

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments