credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Ч. II Р. VIII. Культура и катаризм. Продолжение 5

 VIII.3.2 ПОДЗЕМНЫЕ УБЕЖИЩА И ГРОТЫ

             Точно так же катарам приписывали ритуальные собрания в гротах или подземельях. Объектом легенд, распространяемых вначале романтическим историком Наполеоном Пейра, а затем Blue Guide[1], в особенности сделались гроты верхнего Арьежа (от Ломбрива до Усат и Орнолак). Хотя не было выдвинуто ни одного критического аргумента, можно, впрочем, догадаться, что внимание в этом случае привлекли различные аллюзии, содержащиеся в источниках того времени.

            Статуты Раймунда VII от 20 апреля 1233 года требуют разрушить или закрыть «все подозрительные и удаленные от человеческих жилищ строения, укрепленные гроты (spelunce infortiate) и подземелья (clusella) в подозрительных или уличенных местах»[2]. Аналогичные распоряжения были приняты на соборе в Нарбонне в 1246 году[3].

           


Точно так же не были упущены из виду связи между защитниками Монсегюра и укрепленными гротами региона Сабартес. Еще раньше Экберт доносил о тайных собраниях, которые катары устраивали в «подвалах и ткацких мастерских» (cellariis et textrinis) , а также в подземных жилищах такого рода (huiusmodi subterraneis domibus)[4].

            Можно сразу же отбросить укрепленные гроты. Инвентаризация имущества графов де Фуа выявила, что гроты принадлежали им лично и рассматривались в качестве замков или крепостей. Знать, управлявшая ими, служила графам кастелянами, независимо от того, принадлежала она к катарам, или нет, и принимала ли совершенных[5]. В так называемых spoulgas совершенные никогда не жили; эти гроты играли роль только временных убежищ, так же, как замки и дома друзей.

            Фор де Бирак, рыцарь-госпитальер, рассказывает, что в 1231 году

«Прибыв в спульгу в Орнолаке, принадлежавшую Бернарду де Дюрфору, он обнаружил его том с его женой Жиродой, Гвибертом де Пешориоль и Аделаидой де Пи, а вместе с ними совершенного Раймунда д’Арвинья и его товарища…»[6]

            Совершенные, которые, как мы уже видели, бежали из Монсегюра с сокровищем, прежде всего пошли «в спульгу в Сабартес, которой владел Понс Арнод де Шатоверден»[7].

            Разумеется, обычные гроты служили беглецам естественными укрытиями. Двое верующих спрашивают Раймунда Азема из Бедельяка (Арьеж), где можно спрятать совершенного Гийома Сабатье с товарищем. Он указывает им на грот Бедельяк, а потом сам приходит к ним и приносит им хлеб.[8]

            Когда говорится о четырех совершенных, которые во время сдачи Монсегюра скрылись «под землей» и смогли оттуда выйти, следует под этим понимать одну из трещин, которых полно на вершине скалы.[9].

            Вопрос подземных укрытий является с точки зрения археологии, более сложным. Огромная часть Европы, а особенно центральная и западная Франция, регион Керси и Альби, состоит из осадочных пород, и там есть множество подземелий, в том числе и высеченных человеческой рукой.

            Именно их называли “штольнями» или “cros”, и они стали объектом нападок Инквизиции после трактата 1229 г. Хотя эти сооружения могут датироваться по-разному, ясно, что их использовали в Лангедоке XIII века. Один из дающих показания перед Инквизицией признается, что рыцарь из Монреаля нанял его в качество crocerio[10].

            Очевидно, что жители открытых местечек укрывали свои запасы продовольствия или денег в ямах, как, например, уже упоминаемое нами укрытие под порогом дома[11].

            Такая яма (clusel) могла, конечно, служить и временным местом жительства. Начиная с 1234 года  - времен начала Инквизиции – совершенная Арнода де Ламот из Монтобан пряталась в регионе Ланта, сначала в доме, а затем в «подземном домике», куда верующие, жившие по соседству, приносили ей поесть: subtus terrant in quadam domuncula[12].

            Дама из Франкарвилля (Верхняя Гаронна) признается, что в 1223 году двое совершенных взяли в аренду земли ее мужа:

            Эти совершенные построили там cluzel, и я часто навещала их там со своей кормилицей, Гийометтой из Вальберот… Когда французы взяли и уничтожили Франкарвилль, то я спряталась вместе со своим мужем Арнольдом Гийомом из Альбиака и означенной кормилицей Гийометтой в этом cluzel, где находились совершенные Пьер Гоберт и его товарищ Пьер Руссод, и мы оставались вместе с этими совершенными три недели[13].

            Совершенный Пьер Дежан получил утешение в такого рода подземелье в 1232 году также в региона Ланта. «Он оставался в секте в течение трех лет в том же укрытии – cluzel, куда Гийом Косто, его сын Арнольд и какая-то женщина из Пешегут приносили еду ему и другим совершенным».[14]

            В 1274 году еще говорят об одной женщине, которая давным-давно видела трех прекрасных еретичек в cluzel в Кастельно-Монтратье (Лот):

Она однажды увидела трех женщин удивительной красоты, которых она считала совершенными, и которые выходили из домика возле замка (Кастельно-Монтралье); и эти женщины, увидев ее, снова спрятались в этом cluzel[15].

            Все эти свидетельства можно объяснить самым естественным из возможных способов: речь идет об убежищах, укрытиях, которые предоставляли двойную пользу. Во-первых, они позволяли совершенным избежать следствия и одновременно не «подставить» верующих, поскольку в случае ареста их дом был бы стерт с лица земли.

            Таким образом, использование катарами этих укрытий не имеют ничего общего с какими-либо погребальными ритуалами или хтоническими культами[16].



[1]Популярный туристический путеводитель (прим. пер.).

[2]HL VIII, с. 964.

[3]Mansi, Sacrorum Conciliorum... XXIII c. 723.

[4]PL 195, c. 14.

[5]HL X, c. 92 (Расследование 1272 г) : Гроты Буана (spulga de Bonoanno), Орнолака (spulga de Omolaco), Суломбри (spulga de Solombria).

[6]Doat XXIII, f 120 r*.

[7]Doat XXIV, f 171 V.

[8] Doat XXIV, f 285 V.

[9]Doat XXIV, f° 61 V.

[10]Doat XXIII, P 150 r°.

[11]Cм. supra, p. 248, n. 24.

[12]Doat XXIII, f  22 v°.

[13]Doat XXIII, f 257 v* .

[14] Doat XXIII, f 272 V.

[15]Doat XXV, f 58 V .

[16] PL 155, c. 2011. По поводу даты, Dondaine, La hierarchie. . ., t. II, op. cit., p. 272.


Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments