credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Ч. II Р. VIII. Культура и катаризм. Продолжение 4

VIII.3 АРХЕОЛОГИЯ.

 

            Если принять во внимание тот факт, что каждый дом, в котором когда-либо пребывал совершенный, или же в котором было совершено consolamentum, согласно с правилами, должен был быть стерт с лица земли и превращен в свалку, а также то, что катары отвергали святыни «созданные руками человеческими», благочестивые образы и крест, то не стоит надеяться на то, что следы этой традиции могут быть обнаружены в искусстве.

           

VIII.3.1 МОНСЕГЮР.

            В своем неоднократно переизданном труде[1] господин Ф. Ниэль выдвинул тезис – который затем убежденно отстаивал – о том, что архитектура замка Монсегюр носит ритуальный характер. Ниэль первым собрал признания, находящиеся в реестре инквизитора Феррье, относительно осады и капитуляции крепости в 1244 г., и его работа не лишена научных элементов. Но, по сути, его тезис опирается только на два аргумента: исторический и археологический.

           


Историческим аргументом является признание Раймонда де Перейль, одного из совладельцев Монсегюра, который свидетельствовал 30 апреля 1244 года:

 

            Уступив просьбам и мольбам Раймунда из Мирпуа, Раймунда Бласку и других совершенных, я отстроил замок Монсегюр, который ранее был разрушен, а затем принимал и гостил там упомянутых совершенных, а также многих других. Было это сорок с лишним лет назад.[2]

 

            Археологический аргумент звучит следующим образом: в плане здания есть ломаные линии. Некоторые из этих линий – стены или амбразуры донжона, совпадают с солнечными направлениями. Ворота не должны были играть военной роли.

            Из этих утверждений автор сделал вывод, что строение осуществлялось с религиозными целями; что в его плане было заложена ориентация по солнцу для культовых потребностей; и что этот солярный культ подтверждается фактом заключения перемирия между капитуляцией и сдачей замка, которое было заключено якобы только для того, чтобы позволить катарам отпраздновать день равноденствия.

            Принять эти утверждения невозможно по многим причинам:

  • Неясна дата постройки. Раймунд де Перейль утверждает, что его мать, совершенная Форнейра де Мирпуа, вначале жила в Мирпуа, Лавеланет, затем в Монсегюре, и все это «сорок с лишним лет назад[3]». А вот его сестра Аделаида говорит нам:

 

Моя мать Форньера сделалась совершенной, оставила своего мужа и подалась в Лавеланет. Там она долго жила как совершенная, и в то время прибыла в Мирпуа к моему отцу, Гийому Рожеру, тайно забрала меня и увезла с собой в Лавеланет, где какое-то время воспитывала меня, склоняя уговорами и проповедями к принятию consolamentum совершенных. Тогда, побуждаемая и склоняемая своей матерью, я приняла consolamentum. Тут же Раймунд из Мирпуа вместе с другими совершенными утешили меня и приняли… Было это тридцать шесть лет тому.[4]

 

            Значит, в 1208 г., - а это более точная дата чем та, которую нам подает Раймунд де Перейль – Форньера еще не живет в новом замке, и очень сомнительно, что между братом и сестрой была такая значительная разница в возрасте, чтобы в 1204 г. сам Раймунд мог принять решение его отстраивать. Аргумент Ниэля о том, что в 1204 г. катары не нуждались в оборонительном замке, не опирается на фактах. К тому же он и неточный, поскольку в 1203 году из Тулузы прибывает епископ Фулько, ретивый цистерцианец, и цистерцианский легат Пьер де Кастельно, принявший от графа Тулузского присягу изгнать еретиков с его земель. Кроме того, последняя интервенция цистерцианцев в этом регионе в 1180 году, уже была небольшим крестовым походом.

  • Большинство источников хранит молчание по поводу культа или хотя бы интереса в области астрономии, в особенности показательно молчание защитников замка, которых допрашивала Инквизиция в дни, последовавшие за сдачей, что не оставляет места для данной гипотезы.
  • План замка следует конфигурации вершины скалы, и потому он естественным образом вытянут вдоль линии запад-восток.[5]
  •  Отверстия донжона, с перемычками, опирающимися на кронштейнах в виде четвертей круга, как и южные ворота в форме плоской арки, явно построены в эпоху намного позже, чем начало XIII века, во времена поздних перестроек Леви-Мирпуа.[6]
  • Информация, предоставленная допрошенными защитниками, говорит о состоянии укреплений, о барбакане, улицах, различных домах (один из которых служил для проповедей), о жителях этого поселения, что исключает простое отождествление castrum XIII века с теперешними развалинами, которые являются слишком тесными, чтобы там могло происходить все описываемое.

Так что, эту гипотезу следует полностью отбросить.



[1] Например, Montsegur, temple et forteresse des cathares d'occitanie, Grenoble, 1967.

[2]Doat XXII, f 217 v°.

[3] Doat XXII, f° 141 r°-V.

[4]Doat XXIV, P 204 r - 205 r.

[5]Господин Ниэль утверждает обратное, но в своем труде приводит фотографии и план  (p. 100), позволяющий читателю  это увидеть.

[6] В инвентаре 1531 года замок упоминается как «служащий для обороны» и оценивается в 30 000 ливров, в то время, как в том же документе говорится о том, что замок Мирпуа « стоит по меньшей мере 100 000 ливров ». Такая стоимость Монсегюра свидетельствует о недавних и серьезных финансовых вложениях. Cм. F. Pasquier, Cartulaire de Mirepoix, t. II, Tououse 1921, p. 452.


Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква Г

    Г Гаратисты – Итальянские доминиканцы обозначали этим словом (« garatenses по латыни) в XIII веке членов катарской…

  • О посте у катаров

    О посте у катаров. В эти дни католики и православные переживают первую неделю Великого Поста. Для катарского клира - Добрых Людей – пост…

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква В

    В Вальденсы – Отвергнутые Церковью после того, как они пытались инициировать реигиозные реформы в Лионе, Лионские Бедняки или…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Recent Posts from This Journal

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква Г

    Г Гаратисты – Итальянские доминиканцы обозначали этим словом (« garatenses по латыни) в XIII веке членов катарской…

  • О посте у катаров

    О посте у катаров. В эти дни католики и православные переживают первую неделю Великого Поста. Для катарского клира - Добрых Людей – пост…

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква В

    В Вальденсы – Отвергнутые Церковью после того, как они пытались инициировать реигиозные реформы в Лионе, Лионские Бедняки или…